Россия — Азербайджан

В российско-азербайджанских отношениях за период «путинской восьмилетки» была зафиксирована позитивная динамика. Достижение взаимоприемлемого уровня двусторонних отношений до сих пор рассматривалось как один из реальных успехов внешней политики Владимира Путина. Именно Путин стал первым российским президентом, посетившим Азербайджан с официальным визитом и решившимся посетить главный мемориал республики — «Аллею шехидов» в Баку (место захоронения погибших в ходе карабахского конфликта и во время ввода войск в азербайджанскую столицу 20 января 1990 г.). В 2003 и в 2005 гг. именно Москва, в отличие от Вашингтона и Брюсселя, безоговорочно признала легитимность президентских и парламентских выборов в Азербайджане. Исполнительный секретарь СНГ Владимир Рушайло заявил, что парламентские выборы-2005 в республике состоялись, еще до того, как соответствующее заявление озвучил азербайджанский Центризбирком. Кремль всячески стремился подчеркнуть, что именно Азербайджан остановил волну «оранжевых революций» на постсоветском пространстве. В течение всего 2006 г. Москва не раз заявляла об отношениях с Азербайджаном как о своем внешнеполитическом приоритете.

В 2001 г. Азербайджан прекратил всякую поддержку представителей чеченского сепаратистского движения (были закрыты их офисы и представительства в Баку). Тогда же была проведена совместная операция российских и азербайджанских спецслужб по задержанию трех чеченских полевых командиров. Более того, азербайджанские спецслужбы стали оказывать серьезную помощь России и в деле сдерживания «исламской угрозы», центр которой с начала 2000-х гг. постепенно переместился из Чечни в Дагестан (территорию российско-азербайджанского пограничья). В январе 2002 г. лидеры России и Азербайджана подписали соглашение об аренде российской стороной базы «Дарьял» рядом с Габалой за $7 млн. в год. Срок договора — 10 лет.

Однако именно приверженность к «легитимистской» политике на постсоветском пространстве в очередной раз подвела Москву. Кремль посчитал, что неприятие революционного «оранжизма» для Азербайджана окажется выше его национальных интересов. Резкое охлаждение российско-азербайджанских отношений в конце 2006 г. началось формально по внешним причинам. Сначала Москва обратилась к Баку с дружеской просьбой не поставлять газ Грузии. После того, как в Баку не захотели образовать антигрузинский газовый альянс, «Газпром» увеличил цену на газ не только для Грузии, но и для Азербайджана. Вместо прежних $110 за тысячу кубометров Баку должен был платить $235. В свою очередь, президент Ильхам Алиев заявил, что такая цена «диссонирует с духом и сущностью российско-азербайджанских отношений». Более того, Алиев-младший не исключил, что в «нефтегазовых отношениях между Москвой и Баку существует политический подтекст». Как результат, азербайджанские власти и руководство «Газпрома» не подписали соглашение о поставке в Азербайджан российского газа в 2007 г. Более того, в начале 2007 года Азербайджан стал гораздо более активным в ГУАМ (в июне 2007 года на саммите этой организации в Баку прозвучало много недружественных выпадов в адрес РФ). Таким образом, перенос российско-грузинских противоречий и конфликтов на отношения с другими государствами (в данном случае с Азербайджаном) негативно сказался на позициях России в регионе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: