Тема 6. Понятие и сущность учебного занятия по праву: типы, виды и формы. Основные требования

Контрольные вопросы:

1. Что являетсяосновной формой учебно-воспитательной работы в области права в современной системе общего образования?

2. Что представляет собой учебное занятие по праву?

3. Перечислите основные составляющие компоненты урока по праву.

4. Охарактеризуйте учителя права.

5. Выделите основные типы занятий по праву с точки зрения ведущего метода.

6. Назовите элементы процесса правового обучения.

7. Какие уроки права различаются между собой по соотношению структурных звеньев обучения и основной обучающей задаче?

8. Назовите структурные компоненты комбинированного урока по праву. Раскройте их.

9. Что представляет собой урок обобщающего повторения?

10. Какая форма обучения является одной из эффективных в развитии познавательной активности школьников?

11. Назовите урок, который проводится первым по курсу. Охарактеризуйте его.

12. Выделите основные требования к учебному занятию по праву.

Литература:

1. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений. Приказ Минздрава от 6 авг. 1999 № 309.СП 2.4.2. 782-99;

2. Из исследований д. п. н. В.П. Симонова;

3. Певцова ЕА Обществознание. Книга для учителя. — М., РС. 2000;

4. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». — М., Вита-Пресс. 2000.;

5. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний» / Н.Г. Суворова, СИ. Володина, А.М. Полиевктова и др. — М., Вита-Пресс. 1999. Автор игры «Правовой бой» — А.Н. Сударкин.

Список терминов:

Учебноезанятие по праву, методическое мастерство, юридическое содержание, урок вводный и изучения нового материала, комбинированный урок по праву, контрольный урок по праву, урок обобщающего повторения, семинар.

Практические задания:

1. Учебное занятие по праву означает…

1) это комплексная система организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя

в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников.

2) Это комплексная система передачи информации от преподавателя к обучающемуся.

3) Это комплексная система организации коллектива, с целью обсуждения определенной проблемы или темы по праву.

4) Это комплексная система организации модели взаимодействия обучающихся в процессе достижения целей обучения.

2. Урок по праву условно может рассматриваться с точки зрения интегрированного взаимодействия пяти составляющих компонентов:

1) Учитель права; обучаемые; система передачи информации обучающимся; результат.

2) учитель права; обучаемые; юридическое содержание учебных курсов; система методов, приемов, средств обучения; цель и результат.

3) Учитель права; обучаемые; юридическое содержание дисциплины; средства; результат.

4) Учитель права; обучаемые; содержание дисциплины; средства; результат.

3. Верны ли следующие суждения о структурных компонентах комбинированного урока по праву?

А. Комбинированный урок состоит: организационный момент, постановка цели занятия, опрос обучающихся по предыдущей теме, изучение нового материала, закрепление изученной темы, подведение итогов урока и задание на дом.

Б. Структура комбинированного урока включает в себя изучение на одном уроке несколько различных тем по данному предмету.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4. Ниже приведен перечень терминов. Все они за исключением одного, связаны с понятием «обучаемые».

Активность; состязательность; дисциплинированность; организованность; сотрудничество в коллективе; уровень знаний, умений, навыков; педагогическое мастерство.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «обучаемый».

Ответ_______________________________________________________________________

5. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Основные типы уроков

Ответ:__________________________

6. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют учителя права.

Знание юриспруденции; педагогическое и методическое мастерство; речь; стиль взаимоотношений учителя с учеником; слух.

Найдите и укажите термин, не характеризующий учителя права.

Ответ:___________________________

7. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «юридическое содержание учебного курса».

Научность; актуальность; доступность; оптимальность объема предложенной юридической информации; легкость понимания.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «юридическое содержание учебного курса».

Ответ:________________________________

8. Установите соответствие между характеристиками и компонентами учебного занятия по праву: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристики компонента

Компоненты учебного занятия по праву

А Активность и самостоятельность в освоении юридического материала.
Б Научность правовой информации, ее достоверность.
В Наличие новизны изучаемой правовой проблемы.
Г Навыки сотрудничества и работы в коллективе
Д Актуальность изучаемых правовых понятий и их непосредственная связь с жизнью.
Е Уровень учебных умений и навыков.
1) Обучаемые
2) Юридическое содержание урока

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А Б В Г Д Е
           

9. Установите соответствие между характеристиками учителя права и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) Педагогическое и методическое мастерство
2) Речь преподавателя

Основные проявления Характеристики учителя права

А А умение донести юридический материал, который бывает весьма сложным, до уровня понимания каждым обучаемым;
Б Учитель права должен обладать хорошей дикцией, которая выражается в четкости произношения слов с обязательным написанием на доске, ватмане каждого нового термина.
В В умение создать благоприятный психологический климат входе занятия, который бы способствовал выработке у учеников положительной установки на обучение;
ДГ Интенсивность речи преподавателя права проявляется в ее громкости, концентрации внимания на самом главном
ДД образность и эмоциональность, а также юридическая грамотность
ЕЕ обладание юмором, умением ответить на любые вопросы.

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А Б В Г Д Е
           

10. Найдите в приведенном ниже списке черты системы методов, приемов, средств организации учебной деятельности и обведите цифры, под которыми они указаны.

1. Рациональность и эффективность использования времени на уроках права.

2. Учет того, как происходит усвоение материала в зависимости от времени суток.

3. Наличие и эффективность использования наглядности и технических средств обучения праву.

4. Уровень обратной связи, проявляемой в ходе занятия.

5. Доступность материала определенному адресату.

6. Эффективность контроля за работой обучаемых, оценка их деятельности.

7. Степень эстетического воздействия занятия на обучаемых.

Ответ:________________________________

11. Найдите в приведенном ниже списке черты цели и результата учебного занятия по праву и обведите цифры, под которыми они указаны.

1. Степень конкретности, четкости, лаконичности поставленных целей. Любая цель учебного занятия по праву должна быть конкретной и достижимой.

2. Необходимо оценить степень обучающего, воспитательного и развивающего воздействия занятия по праву на школьников.

3. Навыки сотрудничества и работы в коллективе (на учебных занятиях по праву это очень важный признак, он проявляется при организации обучения по группам).

4. Степень дисциплинированности и организованности обучаемых.

5. Оптимальность объема предложенной юридической информации.

Ответ:____________________________________

11. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В ходе учебного занятия осуществляется так называемое __________(1) правового материала для того, чтобы осуществлять его логическую связь с тем, что изучается дальше. Повторение нельзя сводить к простому воспроизведению того, что уже изучено. Оно является лишь звеном текущего повторения, которое связано с более глубоким изучением темы, обобщением того, что уже изучено. При повторении происходит систематизация знаний обучаемых — упорядочивание их в логической последовательности осмысления проблемы. В правовом обучении используют и ____________(2), которое связано с выделением основного, существенного и общего в явлениях, понятиях и проч. Завершать учебное занятие целесообразно _____________(3),которое предлагается школьникам. Вот основные правила методического характера, которые следует учитывать учителю, задающему на дом»

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) передача информации;

Б) текущее повторение;

В) выделение;

Г) обобщение материала;

Д) самостоятельная работа;

Е) домашнее задание;

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

     
     

12. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Текущая проверка правовых знаний имеет несколько ___________(1):контрольную (посредством такой проверки обращается внимание на деятельность школьника, его неудачи и успехи), воспитательную (школьник приучается к систематическому выполнениюпорученных заданий, стремится это сделать как можно лучше), обучающую (систематизируются и закрепляются знания, умениядетей), развивающую (осуществляется развитие речи, мышленияи проч.).

Текущая проверка знаний может осуществляться в форме __________(2)в начале урока, середине или конце. Если проводи по теме предыдущего занятия, то его завершение может быть обобщено учителем или учениками. Это даст возможность логично перейти к изучению новой темы. Многие практики считают, что наиболее эффективным средством проверки формализованных правовых знаний являются ____________(3),которые позволяют провести объективную оценку достигнутого уровня обученности школьников, получить достоверную информацию об овладении ими учебного курса»

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) познание

Б) опрос

В) анкета

Г) функция

Д) контрольная работа

Е) тест

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

     
     

13. Каждый студент должен самостоятельно разработать поурочный план по дисциплине «Обществознания» и сдать в письменном виде. Темы урока могут быть выбраны студентом самостоятельно исходя из того, что урок будет проведен в 9 классе. Поурочный план должен содержать:

1. Тему урока.

2. Цель урока.

3. Задачи урока.

4. Ход урока (организация класса, вводное слово учителя, план…., итоги урока).

5. Домашнее задание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: