double arrow

Тема: Гигиеническое обучение и воспитание


Гигиеническое обучение и воспитание– это система образования, включающая в себя комплексную просветительную, обучающую и воспитательную деятельность, направленную на повышение информированности по вопросам своего здоровья и его охраны, на формирование общей гигиенической культуры, закрепление гигиенических навыков, создание мотивации для видения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом.

Цель гигиенического обучения и воспитания: повысить эффективность лечебных и профилактических мероприятий путем активного информирования и обучения населения.

Медицинская профилактика - это вид деятельности службы здравоохранения, в основном первичного звена, направленный на раннее выявление и снижение риска развития заболеваний, а также на снижение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды.

Первичная профилактика – комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, общих для всего населения, отдельных региональных, социальных, возрастных, профессиональных и иных групп и индивидуумов.

Мероприятия первичной профилактики:

Ø Принятие мер по снижению влияния вредных факторов на организм человека, проведение экологического и санитарно-гигиенического скрининга.

Ø Формирование здорового образа жизни.

Ø Меры по предупреждению развития соматических и психических заболеваний и травм, в том числе профессионально обусловленных, несчастных случаев, инвалидизации и смертности от неестественных причин и др.

Ø Выявление при профилактических медицинских осмотрах вредных для здоровья факторов, для принятия мер по их устранению.

Ø Проведение иммунопрофилактики различных групп населения.

Ø Оздоровления лиц и контингентов населения, находящихся под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов с применением мер медицинского и немедицинского характера.

Вторичная профилактика – комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявления и предупреждений обострений, осложнений и хронизацию заболеваний, ограничение жизнедеятельности, вызывающих дезадаптацию больных в обществе, снижение трудоспособности, в том числе инвалидизацию и преждевременную смерть.

Мероприятия вторичной профилактики:

Ø Целевое санитарно-гигиеническое воспитание, в том числе индивидуальное и групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний.

Ø Проведение диспансерных медицинских осмотров с целью оценки дина­мики состояния здоровья, развития заболеваний для определения и про­ведения соответствующих оздоровительных и лечебных мероприятий.

Ø Проведение курсов профилактического лечения и целевого оздоровления, в том числе лечебного питания, лечебной физкультуры, медицинского массажа и иных лечебно-профилактических методик оздоровления, санаторно-курортного лечения.

Ø Проведение медико-психологической адаптации к изменению ситуации в состоянии здоровья, формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.

Ø Проведение мероприятий государственного, экономического, медико-со­циального характера, направленных на снижение уровня влияния моди­фицируемых факторов риска, сохранение остаточной трудоспособности и возможности к адаптации в социальной среде, создание условий для оптимального обеспечения жизнедеятельности больных и инвалидов (на­пример, производство лечебного питания и др.)

Третичная профилактика, реабилитация(син. восстановление здоровья) (Rehabilitation)– комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности, направленных на устранение или компенсацию ограниченной жизнедеятельности, восстановление утраченных функций с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса.

Медицинская профилактика:

ü Индивидуальная – профилактические мероприятия, проводимые по отношению к отдельным индивидуумам.

ü Групповая – профилактические мероприятия, проводимые по отношению к группам лиц со сходными симптомами и факторами риска (целевые группы).

ü Популяционная (массовая) – профилактические мероприятия, охватывающие большие группы населения.

Образ жизни – это сознательно совершаемые человеком действия, составляющие привычный уклад его повседневного поведения.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — термин, который применяется все чаще. Самое простое определение ЗОЖ — все то, что благотворно влияет на здоровье. Следовательно, в понятие ЗОЖ входят все положительные стороны деятельности людей: удовлетворенность трудом, активная жизненная позиция, социальный оптимизм, высокая физическая активность, устроенность быта, отсутствие вредных привычек, высокая медицинская активность и т.д.

Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.

Здоровье населения – отражение качества жизни, под которым понимается совокупность факторов окружающей природной и социальной среды.

Основные показатели здоровья, интегрально отражающие его стороны:

· Уровень и гармоничность физического развития, функциональное состояние организма и наличие резервных возможностей его основных физиологических систем;

· Резистентность организма к различным неблагоприятным факторам;

· Наличие заболеваний, нарушений физического или психического развития.

Укрепление здоровья – процесс, предоставляющий населению возможность осуществлять контроль за состоянием своего здоровья и факторами, влияющими на него.

Принципы гигиенического обучения и воспитания:

Ø Принцип актуальности

Ø Принцип научности

Ø Принцип доступности гигиенической информации

Ø Принцип положительного ориентирования

Ø Принцип единства теории и практики

Ø Принцип индивидуального подхода

Ø Принцип иллюстративности

Ø Принцип последовательности

Ø Принцип системности

Ø Принцип стимулирования сознательности и медицинской активности

Основные задачи гигиенического обучения и воспитания:

Ø Разъяснение политик и стратегии правительства РФ в области здравоохранения

Ø Распространение медицинских и гигиенических знаний

Ø Пропаганда профилактических мероприятий

Ø Воспитание санитарно-гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья

Ø Укрепление научного мировоззрения, борьба с самолечением

Ø Привлечение населения к участию в оздоровительной работе

Ø Повышение санитарно- гигиенической культуры

Санитарно-просветительская работа складывается из двух направлений – пропаганды медицинских знаний и ЗОЖ, путях и методах сохранения здоровья и агитации населения в необходимости соблюдения правил и методов ЗОЖ и профилактики болезней.

Целью санитарно-просветительской работы является воспитание у человека правильных убеждений, направленных на сохранение и поддержание своего здоровья, профилактику заболеваний. Без убеждений невозможны эффективная профилактическая работа и формирование здорового образа жизни как конечная цель профилактики.

Этапы планирования профилактической работы:

· Определение основной цели работы

· Формулирование конкретных задач

· Определение времени, необходимого для выполнения поставленных задач

· Определение очередности мероприятий

· Оценка результатов проведенного мероприятия

· Коррекция методических материалов

· Учет проводимых мероприятий


Сейчас читают про: