double arrow

Гипотеза А.Н. Леонтьева («Проблемы развития психики»)

Классификация видов отражения:

1. Физическое отражение (сущ-ет в неживой природе, итог вз-ия – разрушение) пр: вода и камень.

2. Биологическое отражение

Белковые мол-лы коацерваты начинают реагировать на биозначимые воздействия (связанные с ОВ) и усваивать из среды то, что поддерживает жизнь (реагируют не свет, тепло, питательные в-ва).

Признак биол. отражения – раздражимость.

Раздражимость – это спос-ть живых орг-мов реагировать на биотические, или биозначимые, воздействия (непосредственно связанные с ОВ).

Пример: на уровне биол. отражения растения реагируют ОВ на полезные воздействия, но они не могут активно ориентироваться в среде.

3. Психическое отражение

Зачаточная форма – чувствительность.

Чувствительность – это спос-ть живых орг-мов реагировать на абиотические раздражители (не связанные с ОВ), являющиеся сигналом жизненно важных условий.

Чувст-ть – объективный критерий появления психики, внешне наблюдаемый и регистр.

Чувст-ть по отн-ию к абиотическому раздражителю – это спос-ть к ощущению, и если орг-м реагирует на абиотический раздражитель, значит он его ощущает.

Ощущение – субъективное внутр. отражение внешенего мира, т.е. показатель психики.

Условие возн-ия ощущения – наличие целенаправленной поисковой дея-ти субъекта.

Ощущение абиотического воздействия – как необходимое звено приспособительной дея-ти орг-ма к среде.

Леонтьев: объективный критерий возн-ия психики – наличие ориентировачной реакции. В филогенезе для появления ощущения (и психики в т.ч.) нужна специальная ориентировочная дея-ть, а отражение мира – рез-т этой дея-ти.

С появлением чувст-ти м/у орг-мом и средой возн-ет «вставленная» активность - поведение, т.е. жив-ые активно ориентируются в среде и ищут жизненно важные условия.

Пример: цвет для пчелы – абиотический раздражитель.

Биол. отражение имеет один аспект – двигательную реакцию (раст. тянется к свету),

психическое отр-ие имеет 2 аспекта: объективный (двигательный) и субъективный (внутренний) – ощущение.

Развитие н.с.: 1) диффузная (сетевая) н.с. – кишечнополостные; 2) ганглиозная (узловая) – черви и насекомые; 3) головной и спинной мозг – у низших позвоночных; 4) кора мозга и доли – у высших позвоночных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: