Леонтьев выделил:
1 – сенсорная ст. (возн-ие отд. ощущений)
2 – перцептивная ст. (возн-ие целостных образов связано с появлением н.с.)
3 – интеллект (установление связи м/у предметами и явлениями)
Фабри выделил:
1. сенсорная ст. (низший уровень – прост. и высший ур. – черви, насекомые)
2. перцептивная ст. (низший ур. – черви, насекомые; высший ур. – позвоночные и некоторые млекопитающие; наивысший ур. – ст. интеллекта – обезьяны, дельфины)
Тема 7. Психика и поведение животных.
Уровни поведения жив-ых.
Поведение ч-ка и жив-ых имеет 2 формы: врожденную и приобретенную.
5 уровней поведения животных (по схеме Детье – Стеллара):
1. Таксис – это врожденный мех-зм ориентировки живых орг-мов по отн-ию к источнику раздражения (благоприятному и неблагоприятному).
2. Рефлекс – это ответная реакция орг-ма на воздействие при участии н.с. (рефлексы м.б. условные и безусловные).
3. Инстинкт – это врожденная генетически фиксируемая форма поведения, представляющая собой цепь безусловных рефлексов.
Особ-ти инстинкта:
биол. целесообразность
фиксированность
ригидность (неизменяемость)
Инстинкт зависим от условий среды, действует в ответ не ключевой стимул.
1. Научение (нач. от червей) – это приобретенная форма поведения; индивидуальное приспособление жив-ых к среде обитания; процесс накопления опыта на основе условных рефлексов.
Виды научения:
1) навык – выработка действий операций путем упражнения,
2) импритинг (запечатление) – фиксация в генетической памяти отличительных объектов, вызывающих врожденные поведенческие акты.
Формы научения:
1) облигатное научение (обязательное)
2) факультативное научение
3) поведенческая традиция – передача опыта последующим поколениям
2 фазы поведенческого акта:
1) поисковая фаза, направленная на исследование обстановки
2) завершающая фаза – само поведение.
Чем выше психическая орг-ция жив-ого, тем более развита поисковая фаза.
2. Интеллект (рассудочная дея-ть) – это высшая форма психики жив-ых; это спос-ть решения проблем в уме, путем установления связи м/у предметами и явлениями.
Для интеллектуального поведения характерно:
1 – детальное изучение ситуации,
2 – наличие действий, напоминающих размышление, возн-ие догадки,
3 – удержание конечной цели и подчинение ей действий,
4 – легкость повторения в новых условиях.
Вывод: По мере повышения психической орг-ции жив-ого врожденные формы поведения заменяются приобретенными.
Тема 8. Своеобразие психики ч-ка. Возн-ие и развитие сознания.