double arrow

Стадии и уровни развития психики


Леонтьев выделил:

1 – сенсорная ст. (возн-ие отд. ощущений)

2 – перцептивная ст. (возн-ие целостных образов связано с появлением н.с.)

3 – интеллект (установление связи м/у предметами и явлениями)

Фабри выделил:

1. сенсорная ст. (низший уровень – прост. и высший ур. – черви, насекомые)

2. перцептивная ст. (низший ур. – черви, насекомые; высший ур. – позвоночные и некоторые млекопитающие; наивысший ур. – ст. интеллекта – обезьяны, дельфины)


Тема 7. Психика и поведение животных.

Уровни поведения жив-ых.

Поведение ч-ка и жив-ых имеет 2 формы: врожденную и приобретенную.

5 уровней поведения животных (по схеме Детье – Стеллара):

1. Таксис – это врожденный мех-зм ориентировки живых орг-мов по отн-ию к источнику раздражения (благоприятному и неблагоприятному).

2. Рефлекс – это ответная реакция орг-ма на воздействие при участии н.с. (рефлексы м.б. условные и безусловные).

3. Инстинкт – это врожденная генетически фиксируемая форма поведения, представляющая собой цепь безусловных рефлексов.

Особ-ти инстинкта:

биол. целесообразность

фиксированность

ригидность (неизменяемость)

Инстинкт зависим от условий среды, действует в ответ не ключевой стимул.

1. Научение (нач. от червей) – это приобретенная форма поведения; индивидуальное приспособление жив-ых к среде обитания; процесс накопления опыта на основе условных рефлексов.

Виды научения:

1) навык – выработка действий операций путем упражнения,

2) импритинг (запечатление) – фиксация в генетической памяти отличительных объектов, вызывающих врожденные поведенческие акты.

Формы научения:

1) облигатное научение (обязательное)

2) факультативное научение

3) поведенческая традиция – передача опыта последующим поколениям

2 фазы поведенческого акта:

1) поисковая фаза, направленная на исследование обстановки

2) завершающая фаза – само поведение.

Чем выше психическая орг-ция жив-ого, тем более развита поисковая фаза.

2. Интеллект (рассудочная дея-ть) – это высшая форма психики жив-ых; это спос-ть решения проблем в уме, путем установления связи м/у предметами и явлениями.

Для интеллектуального поведения характерно:

1 – детальное изучение ситуации,

2 – наличие действий, напоминающих размышление, возн-ие догадки,

3 – удержание конечной цели и подчинение ей действий,

4 – легкость повторения в новых условиях.

Вывод: По мере повышения психической орг-ции жив-ого врожденные формы поведения заменяются приобретенными.


Тема 8. Своеобразие психики ч-ка. Возн-ие и развитие сознания.


Сейчас читают про: