double arrow

Отличия психики жив-ых и сознания ч-ка


Психика животных Сознание человека
1. Продукт биоразвития. 2. НПФ – непроизвольные, неуправляемые (память, внимание, восприятие). 3. Психическое отражение обеспечивает приспособление к среде. 4. Поведение жив-ых обусловлено биол. потребностями 5. Поведение определяется наглядными впечатлениями 6. Поведение опред-ся наследственностью (инстинкты) и личным индивид. опытом 7. Поведение реактивно и регулируется внешней ситуацией 8. Мышление конкретно-действенное или наглядно-образное   9. «Язык»: сигналы в виде звуков, жестов, поз   10. Жив-ое не выделяет себя из среды, не выделяет своего внутр. мира 1. Продукт социально-исторического разв-ия 2. ВПФ – произвольны, управляемы. формируются в социуме. 3. Сознание активно преобразует среду 4. Поведение обусловлено социальными и высшими духовными потребностями + биологическими 5. Спос-ть абстрагироваться от непосредственных впечатлений 6. То же + общечеловеческий опыт, передаваемый с помощью речи 7. Поведение произвольно, ч-к способен к целеполагающей дея-ти 8. Мышление абстрактно-логическое, есть возм-ть устанавливать причинно-следственные связи 9. Язык – это с/ма кодов, передающих ч-ий опыт 10. Ч-к выделяет себя как субъекта в среде, выделяет свой внутр. мир для осознания, обладая особой спос-тью к рефлексии. Человек обладает самосознанием.

Рефлексия – это спос-ть выделить свой внутр. мир из жизненного окружения, сделать его предметом осмысления и преобразования.

Возникновение и развитие сознания.

Сознание – это фундаментальная особ-ть чел-ого способа жизни, а именно ч-к живет по социальным з-нам, поэтому к возн-ию сознания приводят специфические условия жизни ч-ка.

Причины возн-ия сознания (А.Н. Леонтьев):

1. Коллективные формы жизни породили общение

2. Труд и изготовление орудий

3. Язык и речь.

Коллективные действия, изгот-ие орудий труда – все связано с наличием плана и цели будущего действия. В процессе труда возн-ет язык как ср-во общения и мышления. Язык выделяет предмет и сохраняет его в памяти в момент его отсутствия, удваивает мир, создавая мир внутр. образов. Язык обощает, т.е. относит предмет к определенной категории, и становится ср-вом общения. С помощью языка возможна передача опыта.

Вывод: Сознание как высший уровень развития психики возн-ет только в труде и языке, включает сов-ть знаний о мире, отн-ие к миру и осознание себя в нем – рефлексию.


Сейчас читают про: