Культурно-историческая теория Л.С. Выготского о происхождении ВПФ

ВПФ: произвольное внимание, произв. память, произв. логическое мышление, речь и др. произв. психические ф-ции. ВПФ = сознание.

1) Ч-к овладевает природой с помощью орудий труда — ч-к овладевает психикой с помощью y-их орудий – знаков.

Знаки – это дополнительные искусственные стимулы – ср-ва, с помощью к-рых ч-к овладевал поведением. Постепенно появл-ся спос-ть управления собой.

2) Появл-ся слова – приказы другому для орг-ции совместных действий —> приказы самому себе; появл-ся спос-ть к самоуправлению.

То, что вначале существовало м/у людьми в процессе общения, - интерпсихическое, постепенно переходило в интрапсихическое, т.е. во внутр. отношения с собой.

Этот процесс перехода интерпсихического в интрапс-ое наз-ся интериоризация – переход внешнего во внутренний план. Идея интериоризации объясняет путь возн-ия сознания.

3) В онтогенезе взрослый воздействует словом на ребенка, побуждая его к какому-то действию. Затем, подражая взрослому, ребенок начинает воздействовать на взрослого. И, наконец, сам, отдавая внутр. приказы себе, управляет своим поведением.

Т.О. главным ср-вом управления поведением явл-ся речь. Сначала психич-ие ф-ции возн-ют во внешней форме (м/у людьми) – в общении, потом обращаются на себя, переходя во внутр. форму, и становятся умственными ср-вами.

Вывод: ВПФ: 1. социальны (возн-ют в общ-ве и без него невозможны)

2. опосредованы (сущ-ют с помощью ср-в – знаков)

3. произвольны (управляемы)


Тема 9. Ощущение и восприятие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: