Налоговые риски

1. Понятие налогового риска

2. Виды налоговых рисков

3. Правовые приемы управления налоговыми рисками

1. Понятие налогового риска.

Налоговой риск- возможное наступление неблагоприятных последствий для плательщика, связанных с доначислением и взысканием налогов,пеней,штрафов, уменьшением суммы вычетов и убытков, переплаты в результате действий либо бездействий органов государства или местного самоуправления.

Это именно правовые последствия.

Причины возникновения рисков:

- ошибки в праве (материального и процессуального характера)

- Ошибки в факте(со стороны плательщиков и органов гос власти и омс)

- злоупотребления правом налогоплательщиком или уполномоченными органами (финансовыми,налоговыми судебными)

- Сознательное нарушение налогового законодательства плательщиком или органом

- Изменение правил налогообложения за прошлый период (они вызваны изменением толкования законодательства в судебной практике). Предлагалось распространять на постановления президиума правила о действии актов обязательного толкования во времени.

При оценке налоговых рисков нужно учитывать субъективную сторону правонарушений и преступлений, так как размер ответственности зависит от вины (санкция возрастает вдвое за умысел).

2. Виды налоговых рисков

А.Риски оцениваются с позиции факторов:риск квалификации плательщик как недобросовестного,а его выгоды необоснованной,риск квалификации хоз операций как совершенных без обоснованной цель; риск.., который влечет применения доктрины приоритета существа над формой к комплексу сделок плательщика с позиции нарушения плодового законодательства; риск отсутствия или не проявления осмотрительности при выборе контрагента

Б.Также оцениваются как абсолютные, те в денежных единицах,или в суммарном выражении и оценивается как относительные (в долях или процентах),те как низкий,ниже среднего,средний,выше среднего и высокий. Риск доначисления налога на прибыль при отсутствии документов подтверждения-1млн рубл с вероятностью 85%(высокий относительный уровень риска)

В. Оцениваются с позиции налоговых органов,вышестоящих нал органов и судов. С 2009, когда появилась досудебная процедура урегулирования споров, риски снизились с 90 до 50%. Налоговые риски с позиции нижестоящих налогов органов ниже,чем с позиции вышестоящих,а в судах вообще могут быть оценены как низкие. Риск доначисления после налоговой проверки может быть оценен как высокий, но при судебном рассмотрении может быть оценен как низкий.

3. Правовые приемы управления рисками

Получение разъяснений (письменных) у уполномоченных органов с учетом того,что вводится налоговый мониторинг и важно получение мотивированных мнений налоговых органов, а также заключение соглашений с налоговыми органами (доступны в основном крупнейшим налогоплательщикам). Для физ лиц доступны только мотивированные разъяснения и личный кабинет налогоплательщика.

А. Судебное и админ обжалование. Если письм разъяснения не удовлетворяют по существу, то они могут быть обжалованы в суд или адм порядке (как ненормативные правовые акты).

Б. Метод налоговой подушки безопасности: при наличии переплаты (признанной или непризнанной нал органом),заявленной на стадии апелляционного или иного обжалования. Если сумма переплаты равны или более суммы недоимки,то не может быть начислена пеня или взыскан штраф.

В. Налоговое консультирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: