Основными направлениями антикризисного управления на уровне хозяйствующего субъекта считаются постоянный мониторинг финансово-экономического состояния предприятия, разработка новых управленческой, финансовой и маркетинговой стратегий, сокращение постоянных и переменных издержек, повышение производительности труда, привлечение средств учредителей, усиление мотивации персонала.
К мерам регионального или федерального уровня относятся корректировка финансово-экономической, социальной, научно-технической, инвестиционной, внешнеэкономической политики, выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз экономической стабильности, разработка комплекса оперативных и стратегических мер по преодолению негативных факторов, укрепление контроля, правопорядка, соблюдение законодательства.
Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:
кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
к кризисам можно и необходимо готовиться;
кризисы можно смягчать;
управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
Реализация политики антикризисного управления при угрозе банкротства предприятия предусматривает следующие основные направления:
Осуществление мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития;
Определение масштабов кризисного состояния предприятия;
Исследование основных факторов, обуславливающих кризисное развитие предприятия;
Создание и реализация плана антикризисного управления.
Важным элементом системы антикризисного управления являются его функции. Функции антикризисного управления – это виды деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно на всех стадиях кризиса. Выделяют 6 функций:
1. Предкризисное управление
2. Управление в условиях кризиса
3. Управление процессами выхода из кризиса
4. Стабилизация неустойчивых ситуаций
5. Минимизация потерь и упущенных возможностей
6. Своевременное принятие решений
Методы антикризисного управления:
1)Диагностические - это совокупность методов, направленных на выявление проблем, слабых и «узких» мест в системе управления, которые являются причинами неблагополучного финансового состояния и других негативных показателей деятельности.
2)Методы преодоления кризиса в организации. Особенность антикризисного управления организацией заключается в повышенной сложности управленческих процессов.. Это доказывает практика конца 2008 – 2009 гг., когда в нашей стране, как и во всем мире, господствовал финансовый кризис и требовалось эффективное управленческое воздействие.
Банкротство:
1)Наблюдение, целью которого является сделать так, чтобы имущество предприятия было в целости и сохранности, и проводить анализ финансового состояния. В процессе данного этапа арбитражный суд назначает временного управляющего предприятием. Это кстати не значит, что прежний руководитель должен быть отстранен. При наблюдении не нарушается целостность имущества и баланс финансового состояния предприятия (например, не выдаются дивиденды и не реорганизуется структура предприятия). При неисполнении этих правил руководство предприятия отстраняют от занимаемых должностей. По окончании наблюдения арбитражный управляющий предоставляет в суд отчет о финансовом состоянии предприятия и делает предложение о (не)возможности восстановления платежеспособности. До заседание арбитражного суда, на котором будет рассматриваться этот отчет, созывается собрание директоров предприятия. Они решают – вводить ли на нем внешнее управление или конкурсное производство.
2) Внешнее управление, целью которого является восстановление платежеспособности. При этом назначается внешний управляющий и все органы управления предприятием должны прекратить свои полномочия. Вводится мораторий на выплаты кредиторам, за исключением выплат по з/п и возмещения вреда жизни и здоровью. В течение внешнего управления предпринимаются различные меры: перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных, ликвидация дебиторских задолженностей и продажа имущества или предприятия. Если после этого мы выплачиваем все долги – процедур банкротства прекращается. Если нет, то а) начинается конкурсное производство; б) заключается мировое соглашение; в) признается банкротство предприятия.
А) Конкурсное производство, целью которого является удовлетворение требований кредиторов. После открытия к.п. срок исполнения всех платежей считается наступившим. Назначается конкурсный управляющий назначается, который получает полномочия по управлению всеми делами предприятия. Он взыскивает задолженности перед этой организацией и ищет имущество предприятия, временно находящееся у других собственников. Он также уведомляет работников об увольнении. После этого все имущество продается на открытых торгах (аукционе). Предоставляется отчет в арбитражный суд, который выносит по этому поводу «определение о завершении конкурсного производства». В течение 7 дней оно предоставляется в государственные органы регистрации.
Б) Мировое соглашение может заключаться на любой стадии банкротства. Его заключают только после погашения задолженности кредиторам (по з/п и возмещению вреда). М.с. вообще представляет собой размеры, порядок, срок исполнения обязательств или их прекращение путем представления отступного, прощения долга или отсрочки. Арбитражный суд также может отклонить м.с., если некоторых кредиторов оно ущемляет.
В) Арбитражный суд признает банкротство (это может быть осуществлено на любой стадии процедуры).
Закон устанавливает упрощенные процедуры банкротства: (1) банкротство ликвидируемого должника. Упрощенная процедура банкротства, при котором сразу открывается конкурсное производство. При этом: 1) конкурсным управляющим может быть назначен председатель ликвидационной комиссии; 2) кредиторам предоставляется 1 месяц для предъявления своих требований к ликвидируемому должнику. (2) банкротство отсутствующего должника. При этом: 1) суд в 2 – х недельный срок принимает решение о признании его банкротом; 2) суд в 2 – х недельный срок принимает решение об открытии конкурсного производства; 3) при обнаружении имущества такого предприятия в ходе конкурсного производства сумма о его реализации направляется на покрытие судебных расходов; 4) при обнаружении имущества такого предприятия в ходе конкурсного производства сумма о его реализации направляется на выплату вознаграждения конкурсному управляющему; 5) при обнаружении имущества такого предприятия в ходе конкурсного производства сумма о его реализации направляется на удовлетворение требований кредиторов.
Международные аспекты финансового менеджмента: управление финансами фирмы с учетом тенденций развития международных рынков труда и капитала, деятельности транснациональных компаний.
Под транснациональными корпорациями понимаются международные фирмы, имеющие свои хозяйственные подразделения в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров на основе такого механизма принятия решений, который позволяет проводить согласованную политику и общую стратегию, распределяя ресурсы, технологии и ответственность для достижения результата - получения прибыли.
Транснациональным корпорациям принадлежат или ими контролируются комплексы производства или обслуживания, находящиеся за пределами страны, в которой эти корпорации базируются, имеющие обширную сеть филиалов и отделений в разных странах и занимающие ведущее положение в производстве и реализации того или иного товара.
Транснациональные корпорации имеют ряд неоспоримых преимуществ. Зарубежные филиалы играют исключительно важную роль в обеспечении доступа к иностранным рынкам, снижении издержек производства, повышении прибыли. Все это обеспечивает финансовую устойчивость транснациональных корпораций и помогает им переживать периоды кризисов.
Данные преимущества очевидны для всех, поэтому их можно рассматривать как причины, в результате которых транснациональные корпорации так активно развиваются:
- возможности повышения эффективности и усиления конкурентоспособности, которые являются общими для всех крупных промышленных фирм, интегрирующих в свою структуру снабженческие, производственные, научно-исследовательские, распределительные и сбытовые предприятия.
- несовершенство рыночного механизма в реализации собственности на технологии, производственный опыт и другие так называемые “неосязаемые активы”, в первую очередь управленческий и маркетинговый опыт, которые вынуждают фирму стремиться сохранять контроль над использованием своих неосязаемых активов. В рамках транснациональных корпораций такие активы становятся мобильными, способными к переносу в другие страны и внешние эффекты использования этих активов не выходят за пределы транснациональных корпораций.
- дополнительные возможности повышения эффективности и усиления своей конкурентоспособности путем доступа к ресурсам иностранных государств (использование более дешевой или более квалифицированной рабочей силы, сырьевых ресурсов, научно-исследовательского потенциала, производственных возможностей и финансовых ресурсов принимающей страны);
- близость к потребителям продукции иностранного филиала фирмы и возможность получения информации о перспективах рынков и конкурентном потенциале фирм принимающей страны. Филиалы транснациональных корпораций получают важные преимущества перед фирмами принимающей страны в результате использования научно-технического и управленческого потенциала материнской фирмы и ее филиалов.
- возможность использовать в своих интересах особенности государственной, в частности, налоговой политики в различных странах, разницу в курсах валют и т.д.;
- способность продлевать жизненный цикл своих технологий и продукции, сбрасывая их по мере устаревания в зарубежные филиалы и сосредоточивая усилия и ресурсы подразделений в материнской стране на разработке новых технологий и изделий;
- посредством прямых инвестиций фирма получает возможность преодолеть разного рода барьеры на пути внедрения на рынок той или иной страны путем экспорта. Стимул для прямых зарубежных инвестиций часто создают национальные тарифные барьеры. Так, в 60-х годах, крупный поток инвестиций из США в Европу был порожден тарифами, установленными Европейским экономическим сообществом.
В таблице отражены наиболее типичные плюсы и минусы для принимающей страны и для страны, вывозящей капитал.
Принимающая страна (ПС) | Страна, вывозящая капитал | |
Выгода | получение дополнительных ресурсов (капитал, технологии, управленческий опыт, квалифицированный труд); стимулирование развития нац. экономики, увеличение объема производимого продукта и дохода, ускорение экономического роста и развития; получение налогов от деятельности ТНК; | зарубежные инвестиции более эффективны, чем аналогичные внутренние; |
Проблемы | представители ПС не допускаются к участию в проведении НИОКР; усиленная эксплуатация и установление внешнего контроля со стороны ТНК; ТНК могут манипулировать ценами с целью ухода от налогов | государственное регулирование иностранных инвестиций: запрет на инвестирование в отдельных отраслях, особые условия инвестирования (использование местных полуфабрикатов, обучение местных кадров, проведение НИОКР в принимающей стране, расширение экспорта производимой продукции), потери в торговом балансе; риск конфискации инвестиций |
Необходимо отметить основные отрицательные черты воздействия транснациональных корпораций на экономику принимающей страны:
- опасность превращения принимающей страны в место сброса устаревших и экологически опасных технологий;
- захват иностранными фирмами наиболее развитых и перспективных сегментов промышленного производства и научно-исследовательских структур принимающей страны. Транснациональные корпорации, обладающие даже в моменты потрясений крупными финансовыми ресурсами, они активно используют плохую конъюнктуру для осуществления захвата других фирм;
- возможность навязывания компаниям принимающей страны неперспективных направлений в системе разделения труда в рамках транснациональных корпораций;
- ориентация транснациональных корпораций на поглощение влечет возрастание неустойчивости инвестиционного процесса. Крупные инвестиционные проекты, связанные с реальными капиталовложениями, отличаются известной устойчивостью - они не могут быть начаты без длительной подготовки и внезапно завершены без внушительных потерь. Политика захватов наоборот предполагает финансовую подвижность;
- устойчивое положение транснациональных корпораций дает им возможность более решительных мер в случае кризисов - закрытие предприятий, сокращение производства, что ведет к безработице и т.п. негативным явлениям. Этим объясняется явление дезинвестиций (массового изъятия капитала из страны);
- склонность транснациональных корпораций к преувеличенной реакции на изменение конъюнктуры дает множество поводов для снижения выпуска продукции, если конкурентоспособность данного государства по тем или иным причинам снижается.
И хотя воздействие притока иностранных инвестиций на экономику принимающей страны может носить неоднозначный характер, нельзя сбрасывать со счетов колоссальное положительное экономическое воздействие транснациональных корпораций.