Формы и виды международного экономического сотрудничества государств. Виды международных экономических договоров. Способы разрешения межгосударственных экономических споров

Международное торговое право (в современной системе международных экономических связей торговля занимает центральное место, другие виды экономических связей сопутствуют торговым (перевозки, страхование, расчеты) ли включают элементы торговли (научно-техническое, производственное сотрудничество)).

Источники международного торгового права:

1) Торговые договоры (заключаются на двусторонней основе и устанавливают общую правовую основу торговли между договаривающимися государствами; решают большой круг вопросов (определяют субъектов; предоставляют правовой режим в отношении таможенного обложения, порядка ввоза и вывоза товаров, транспортировки товаров, транзита, торгового мореплавания; определяют правовой режим деятельности ф/л и ю/л одной стороны на территории другой; содержат общий порядок расчетов)).

В развитие торговых договоров (иногда вместо них) заключаются межправительственные соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве (пример: соглашение между правительствами РФ и Египта 1992).

2) Соглашения о товарообороте (устанавливают контингенты товаров, составляющих товарооборот между договаривающимися государствами на двусторонней основе; основное содержание (обязательства государств обеспечить выдачу лицензий на ввоз и вывоз в пределах согласованных контингентов товаров)).

3) Основной универсальный акт – Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) 1947 (основные цели – либерализация внешней торговли, снижение таможенных тарифов, отказ от количественных ограничений импорта, устранение дискриминации в области торговли; содержало положения о режиме наибольшего благоприятствования, о национальном режиме, о недискриминации).

С развитием и расширением ГАТТ оно превратилось в основное торговое объединение государств (Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) 1994 вместо ГАТТ).

На основе деятельности международных торговых организаций создаются комплексы норм, регулирующих торговые связи (включают правовые нормы договорного характера и неправовые нормы, создаваемые резолюциями организаций).

Право международной торговли (включает международно-правовые и национально-правовые нормы, резолюции и решения международных органов, организаций и конференций, судебные и арбитражные решения, торговые обычаи и обыкновения).

Унификацией норм, регулирующих международную торговлю, занимаются:

1) Гаагская конференция по МЧП с 1955 (унификация коллизионного права, включая нормы, решающие коллизии права разных государств в области международной торговли);

2) Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА) с 1926 (унификация различных отраслей частного права, в том числе относящегося к торговле);

3) Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНИСИТРАЛ) 1966 (унификация права международной торговли, а также содействие кодификации международных торговых обычаев);

4) Международная торговая палата (МТП) 1920 (обобщает торговые обычаи и практику, подготавливает и публикует своды обычаев, применяемых в различных областях международной торговли).

Международное финансовое право (совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих межгосударственные валютно-финансовые отношения (иногда именуется международным валютным правом)).

Источники международного финансового права:

1) двусторонние договоры (основное регулирование валютно-финансовых отношений; нормы содержатся в общих договорах по торговому или экономическому сотрудничеству; не исключено наличие специальных соглашений валютно-финансового характера);

2) клиринговые соглашения (определяют порядок взаимных расчетов путем зачета встречных требований и обязательств, возникающих во внешнеэкономической сфере, без перевода иностранной валюты; цель соглашений – сбалансировать взаимные платежи; включают валютную оговорку, позволяющую перечитать наличность на счетах при изменении курса валют);

3) расчетно-клиринговые соглашения (предусматривают перевод в конкретной валюте остатков, образовавшихся на счетах после взаимного зачета требований);

4) платежные соглашения (регламентируют расчеты в согласованной валюте и устанавливают механизм расчетов);

5) кредитные соглашения (определяют условия предоставления займа, его формы и условия);

6) многосторонние договоры (Маастрихтский договор 1992 (соглашение между странами Западной Европы о порядке расчетов в евровалюте); Соглашение о создании платежного союза государств СНГШ 1994).

Унификация норм, регулирующих финансовые отношения:

1) Женевские конвенции об унификации права, относящегося к векселям 1930 и Женевские конвенции об унификации права, относящегося к чекам 1931 (не участвуют страны англо-американского права) (Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 не сгладила противоречий и не вступила в силу);

2) Оттавские конвенции о международном финансовом лизинге и о международном факторинге 1988 (посвящены коммерческому финансированию (финансовому обеспечению частно-правовых контрактов)).

3) Унификация правил международных денежных расчетов осуществляется в рамках Международной торговой палаты (главную роль в механизме реализации играют банки – национальные ассоциации банков и отдельные банки уведомляют МТП о принятии правил и их применении либо их применение оговаривается в корреспондентских соглашениях, заключаемых банками разных стран).

Примеры (Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (ред. 1993)), Унифицированные правила по инкассо (ред. 1995), Унифицированные правила для гарантий по требованию (1992), Унифицированные правила по договорным гарантиям (1978)).

Международное инвестиционное право (система принципов и норм, регулирующих отношения между государствами по поводу капиталовложений).

Основной принцип (каждое государство имеет право регулировать и контролировать иностранные инвестиции в пределах действия своей национальной юрисдикции согласно своим законам и в соответствии со своими национальными целями и задачами).

Источники международного инвестиционного права:

1) двусторонние договоры – основной источник (регулируют вопросы (установления правового режима иностранным инвесторам (обычно, национальный режим); система предоставляемых гарантий; порядок рассмотрения споров между иностранным инвестором и государством));

2) многосторонние соглашения (Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 193 в рамках СНГ (стороны предоставляют друг другу национальный режим во всей совокупности инвестиционной деятельности; обязались сотрудничать в разработке и осуществлении согласованной инвестиционной политики; предусмотрен высокий уровень защиты инвестиций).

Национализация иностранных инвестиций (право государство национализировать иностранную собственность признано МП, но обусловлено требованиями (национализация не может быть произвольной; может осуществляться в исключительных случаях, в общественных интересах и на основе закона; должна сопровождаться быстрой выплатой эффективной и адекватной компенсации)).

Обязанность государств выплачивать компенсацию при национализации вытекает из международно-правового обычая.

Международное транспортное право (совокупность принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения по перевозке пассажиров и грузов).

Источники правового регулирования международных перевозок:

1) международные соглашения – основной источник (Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980, Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом 1989);

2) внутригосударственные правовые акты (РФ – ГК РФ, Воздушный кодекс РФ, КТМ, Закон РФ «О ж/д транспорте в РФ», Устав железных дорог, КВВТ).

Ж/д транспорт (Соглашение о международных перевозках (КОТИФ) 1980 (РФ не участвует); Соглашение о международном прямом смешанном ж/д-водном грузовом сообщении (МЖВС); Соглашение о международном ж/д сообщении 1951; двусторонние договоры по вопросам регламентации ж/д перевозок).

Морской транспорт (Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978; Международная конвенция об унификации некоторых правил о перевозке пассажиров морем 1961; Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974; Конвенция о Кодексе поведения линейных конференций 1974; двусторонние соглашения).

Воздушный транспорт (Конвенция о Международной гражданской авиации 1944, Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929, Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999; двусторонние договоры).

Автомобильный транспорт (Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956, Конвенция о дорожном движении 1971, Соглашение об общих условиях выполнения международных пассажирских перевозок автобусами 1970, Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажира и багажа 1997,двусторонние договоры).

Внутренний водный транспорт (Конвенция по охране и использованию транспортных водотоков и международных озер 1992, Европейское соглашение о важнейших внутренних водных путях международного значения 1996, Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям 2000, Будапештская конвенция о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям, двусторонние договоры).

Экономические споры между государствами разрешаются на основе МП (значительную роль в их разрешении играют международные организации)

Споры между ф/л и ю/л относятся к национальной юрисдикции (могут рассматриваться судами общей юрисдикции или арбитражными судами государств либо международными коммерческими арбитражами (МКА))

МКА учреждается по национальному праву и руководствуется им (Арбитражный суд Международной торговой палаты (Париж), Лондонский международный третейский суд, Американская арбитражная ассоциация (Нью-Йорк), в РФ – Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ).

Функции МЭП в области разрешения международных экономических споров:

1) Унификация арбитражных процессуальных норм в целях обеспечения единообразия в процедуре рассмотрения международных коммерческих споров в арбитражах разных государств.

Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 (содержит правила относительно формирования арбитража, порядка рассмотрения дела, вынесения решения).

Типовой закон о международном коммерческом арбитраже (подготовлен комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНИСИТРАЛ), принят резолюцией ГА в 1985 г., рекомендован государствам в качестве модели национального закона – Закон РФ о международном коммерческом арбитраже 1993).

2) Создание международно-правовой основы для признания и принудительного исполнения решений арбитража одного государства на территории других государств.

Проблема принудительного исполнения решений арбитража при уклонении одной из сторон (Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений – участвуют 102 государства).

Соглашение о порядке рассмотрения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 в рамках СНГ (решает вопросы, связанные с рассмотрением споров в арбитраже и в суде; содержит нормы о взаимном признании и исполнении арбитражных и судебных решений, а также исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых в исполнении может быть отказано).

3) Создание специализированных международных центров по рассмотрению коммерческих споров.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (учрежден в 1965 г. на основе Вашингтонской конвенции о разрешении инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: