double arrow

Многоаспектное правопонимание


Каждая школа отражает не право в целом, а только отдельную его часть, но в полном объёме. Человек от рождения приобретает права и свободы, но некоторые права приобретает и в процессе жизни. Основные идеи естественно-правовой концепции получили выражение в позитивном праве. Главное в праве - мера свободы (права и свободы). Нормативная концепция - формально-юридический подход к праву, изучает форму права. Социологическая концепция - не надо ограничивать право документами, право должно рассматриваться в движении.

Подходы к правопониманию.

Можно выделить два противоположных подхода к праву: классовый и цивилизационный (гуманистический).

Основные идеи классово-этатического (государство-центричный) видения права.

1. Право вместе с государством порождается классовым обществом, как результат классового антагонизма. Право результат классовой борьбы, средство для подавления классовых противников (появляется на определённом этапе). Отсюда право - регрессивное явление в обществе, шаг назад в развитии общества, оно несёт в себе негативные моменты. Право не имеет истории и корней в обществе, оно навязано. Поэтому невозможна преемственность права на разных этапах его развития. И как следствие, право не является ценностью в обществе, оно временное явление и в конечном итоге должно отмереть и исчезнуть, право не имеет своей истории.

2. Во взаимоотношениях права и государства ведущая роль принадлежит государству. Право выражает волю господствующего класса или государства, является инструментом его политики. Главное для права - обслуживать сильную государственную власть. Из этого следует, что право нужно государству, но государство может обходиться и без права. Государство может действовать и неправовыми средствами, но используя оболочку права. Право должно обеспечить принуждение, которое распространяется на общество и человека.

3. Право не может быть выше, чем экономический строй в обществе. Какова экономика, таково и право. Право полностью зависит от состояния экономических отношений. Экономика определяет всё - сущность, содержание права, направление правового регулирования. Право вторично, экономика первична. Экономика в упадке, значит и право в упадке. Все другие факторы - исторические, религиозные, культурные и т.д. - вторичны для развития права.

4. Не существует различия между правом и законом. Право и закон тождественны. Закон целесообразен во всех случаях. Действует правило: закон есть закон. Критика действующего закона, его неисполнение невозможно. Правом признаётся всякий нормативный акт, если он исходит от государственного властного органа или с его участием. Не имеет значения какую юридическую значимость имеет нормативный документ. Под законодательством понимается все нормативные документы (поэтому была большая сила ведомственных инструкций). Никто не может отступать от закона, иначе подрыв общественного правопорядка.

5. Право - мера должного поведения. Это всегда предписание, всегда обязательно, носит обязывающий характер. Обязательное право - это стержень права, жёсткое, внешнее, навязанное. Слияние прав и обязанностей, это плавный переход правообладания в правообязанность.

6. Права и свободы граждане получают от государства. Всё зависит от государства. Отсюда негативное отношение к правам и свободам человека.

7. Право обеспечивается принудительной силой государства. Право ничто без аппарата, способного принуждать к его исполнению. Без принуждения право не эффективно. Отличительная особенность права от других социальных норм - заключается в принуждении. Поэтому в праве преобладают запреты, ограничения, навязывание человеку требований. Законопослушание - цель права.

Основные идеи цивилизационного (человеко-центричного) видения права.

1. Возникновение и развитие права - эволюционный, естественно-исторический процесс, т.е. переход от обезличенности, растворения человека в массе, коллективе к индивидуальности, личной свободе, самостоятельности , осознанию своего “Я”, своих возможностей, к равноправному взаимодействию с себе подобными.

Цивилизационное понимание права исходит из того, что человек начинает выделяться из общины и нуждается в чётком определении свободы, своих прав. Наиболее зрелые, подготовленные становились личностями (правовыми). Для закрепления своих прав они создают государство. Право возникает у одних людей в ущерб другим. Появление права - эволюционный процесс, это прогресс - шаг вперёд.

Существует преемственность права различных стадий цивилизации. Право вечно - пока существует человеческое общество.

Право - свойство личности - человек по своей сути правовая личность, а поэтому право возникло до государства, возникло как особое качество и свойство человека. Человек открывает потребность к самостоятельности, отхода от коллективизма, выражение этой потребности - право.

Право имеет свою историю, корни. С появлением права начинается цивилизация, новый этап развития человечества. Новый этап не отрицает предыдущего, а его новое качественное развитие - присутствие преемственности.

Право и мораль взаимосвязаны, взаимодополняемы, но не тождественны. Что развело? Право и мораль - мера возможного поведения, величайшие ценности, достижения цивилизации и культуры, они вечны. Механизм реализации морали - долг, совесть, внутренняя саморегуляция. Право открывает простор усмотрения. Человек никому ничего не должен, он только может. Первые свободные лица - граждане.

2. Государство является явлением цивилизации и культуры, оно подчинено праву. Государство обеспечивает право, отсюда ни человек для государства, а государство для человека. Государство должно обеспечивать развитие личности. Правом определены границы, пределы действия государства, государство деградирует, если право перестаёт функционировать. Право незаменимо, его отсутствие или замена чем-то другим - разложение государства. Не принижает ли это государство? Не уменьшает ли его роль? Ценность государства высока, человечество обязано ему своим выживание, появлением и развитием.

3. Возникновение и существование права определено множеством факторов. Право обладает собственной ценностью. Есть такие права, которые не зависят от экономического состояния, например, право на жизнь, свободу, достоинство и т.п. От экономики зависят только экономические права. На право влияют также религиозные, географические, политические и др. факторы.

4. В праве выражена не воля государства, а воля определённой общности людей. Воля людей, проживающих на планете земля (международное право), в государстве (внутригосударственное право). Государство появляется в результате компромисса, договорённости людей.

5. Главное в праве - права и свободы человека и гражданина. Права и свободы не даруются государством. Основные права и свободы человека присущи ему от рождения. Идея - человек рождается правовой личностью.

6. В соотношении права и государства ведущая роль принадлежит праву. Право не может обеспечиваться без государства. Государство не может действовать без правового поля, оно действует в рамках права, оно подчинено праву. Право сдерживает государство, останавливает от бесправных действий.

7. Право и закон не совпадают - они различаются. Право это содержание, а закон форма. Идеальное состояние заключается в совпадении права и закона, но в действительности это трудно сделать. Право и закон не совпадают: тогда, когда закон ущемляет права и свободы, является несправедливым, негуманным и т.п. Конституционное правосудие разрешает эту проблему. В праве главное права и свободы, не всякий закон может быть правовым. Закон один из источников права, право может быть выражено и в других источниках: в других нормативных актах, так как закон не охватывает все отношения; право выражается не только в национальных источниках, но и в международных. Права и свободы человека имеют непосредственное действие, т.е. отсутствие закона не является основанием для отказа в осуществлении прав.

8. Право это права и свободы. Право возникает исходя из понимания человека как правовой личности. Основные права и свободы человека неотчуждаемы. Государство не может наделять или лишать прав. Право в юридическом смысле предполагает эгоизм. Отказаться от реализации права тоже нельзя заставить.

9. Если государство желает, чтобы человек исполнял обязанности и реализовывал права нужно обеспечить позитивное воздействие (содействие, стимулирование, формирование правосознания, правовая помощь) в сочетании негативным воздействием (принуждение), но приоритет должен оставаться за позитивным воздействием.

10. Обеспеченность права многоаспектная проблема. Суть права не столько в ограничении и запрете, сколько в возможности активного и плодотворного правового поведения. Права и свободы реализуются по инициативе человека. Принуждение имеет место только при невыполнении (необеспеченности) права.

Общий вывод: любая теория имеет практический смысл, имеет конкретные цели. Классовая теория вела к отчуждению человека от права, а отсюда низкий уровень правовой культуры, правопорядка, человек оказывался за пределами пространства права. Цивилизационный наоборот.

Любая из этих теорий заработает, но для этого нужно подготовить базу - народ - правосознание, правовоспитание, законодательную базу.

Классовый подход до недавнего времени доминировал в нашей стране долгое время. Цивилизационный начал осуществляться недавно.

Многообразие определений понятия "право" объясняется:

а) особенностями его познания, что связано с обособлением определенных качеств, свойств права и недооценкой других качеств;

б) многообразием проявлений права, которое может существовать в форме правовых норм, в форме идей и представлений о праве, в форме общественных отношений, порождающих нормы права и испытывающих, в свою очередь, воздействие этих норм. В зависимости от того, какого из названных начал или форм придерживаются те или иные исследователи, сложились три разных подхода к праву, к его пониманию: нормативный; нравственный (философский); социологический.

При нормативном подходе право рассматривается как система регулирующих человеческое поведение правил, исходящих от государства и охраняемых им. Нормативное правопонимание основывается на теории позитивного права, отождествляющего право и закон. Государственная власть является источником права. Человек имеет права в силу их закрепления в актах государства, а не в силу своей природы. Следовательно, только нормы законов выступают истинным правом.

Достоинство этого подхода видится в том, что он: фиксирует посредством норм права границы дозволенного и запрещенного поведения; указывает на прямую связь права и государства, его общеобязательность; подчеркивает формальную определенность, т.е. закрепление правиль поведения в нормативных правовых актах государства.

Но нормативный подход к пониманию права имеет и недостатки:

а) признается правом только то, что исходит от государства, и отрицаются естественные неотъемлемые права человека;

б) подчеркивается роль субъективного фактора в формировании права, т.е. создается иллюзия, будто принятие закона достаточно для решения любых социальных проблем;

в) не раскрывает действие права, его движущие силы, регулятивные свойства, в том числе его связь с общественными отношениями. Иначе говоря, не раскрывается право "в действии".

Нравственный (философский) подход к пониманию права основывается на теории естественного права, которая имеет свои корни в политико-правовых учениях XVII-XVIII вв.

Нравственный (философский) подход к пониманию права имеет достоинства и недостатки. Главное его достоинство - признание в качестве права свойственной данному обществу меры свободы и равенства, как выразителя общих (абстрактных) принципов и идей нравственности, фундаментальных прав человека, справедливости, гуманизма, других ценностей. На эту идею должен ориентироваться законодатель, который при принятии новых норм права должен исходить из естественных прав человека.

Другое достоинство этого подхода заключается в том, что он различает право и закон. Не любой закон является правовым.

В качестве недостатков нравственного (философского) подхода к пониманию права следует признать:

1) расплывчатое представление о праве, поскольку, как пишет проф. М.И. Байтин, "высокие, но абстрактные идеалы при всей их значимости сами по себе не могут заменить властного нормативного регулятора отношений между людьми, служить критерием правомерного и неправомерного поведения";

2) неодинаковое понимание участниками общественных отношений таких ценностей, как справедливость, свобода, равенство;

3) негативное воздействие на отношение к закону, законности, возникновение правового нигилизма;

4) возможность субъективной и даже произвольной оценки гражданами, должностными лицами, государственными, общественными органами законов и других нормативных правовых актов.

Оценивая ту или иную норму как противоречащую естественным правам человека, гражданин или другой субъект может отказаться на этом основании от ее соблюдения.

Социологический подход к пониманию права отдает предпочтение действиям или правоотношениям. Причем правоотношения противопоставляются нормам права, составляют центральное звено в правовой системе. Право - это не то, что задумано и записано, а то, что получилось в действительности, в практической деятельности адресатов норм права. Нормы права представляют собой только часть права, а право не сводится к закону. Представители социологического подхода к праву различают право и закон. Собственно право составляют правоотношения и складывающийся на их основе правопорядок.

Право, зафиксированное в законах, и право, фактически складывающееся на практике, отличаются так же, как живое право отличается от мертвого права. Предписания закона становятся нормами права, когда они фактически применяются на практике. Законодатель не создает новую норму права - считал наиболее яркий представитель социологической школы начала XX в. Е. Эрлих, а закрепляет лишь то, что сложилось на практике.

При социологическом подходе к пониманию права придается большое значение судебной и арбитражной практике, свободе судейского усмотрения, изучению эффективности правовых норм и юридической практики. Однако социологическая школа имеет и недостатки. Во-первых, есть опасность размывания понятия права: оно становится очень неопределенным; во-вторых, возникает опасность произвола со стороны судебных и административных органов, т.е. любые действия государственного аппарата и должностных лиц будут признаваться правом; в-третьих, игнорируется тот факт, что право - это не сама деятельность субъектов, а регулятор их деятельности, общественных отношений. Нельзя действия наделять свойствами регулятора.

Нравственный (философский) и социологический подходы к праву образуют так называемое широкое понимание права, а нормативный - узкое. С практической точки зрения наиболее применим нормативный подход к праву: он отличается простотой, ясностью, доступностью, а главное - ориентирует на соблюдение законности, приоритет законов перед другими нормативными актами. Кроме того, нормативное понимание права раскрывает роль права как властного регулятора общественных отношений. Другие подходы к пониманию права тоже имеют практическое значение, так как ориентируют на соблюдение прав человека и на учет действия права, его эффективности.

В отечественной юридической науке было предложено сформулировать интегративный, или синтетический, подход к праву, объединяющий все три названных выше подхода. В частности, проф. В.К. Бабаев определяет право как систему нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженных большей частью в законодательстве и регулирующих общественные отношения. Проф. В.И. Гойман определяет право с точки зрения интегративного подхода как совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

Психологический подход к пониманию права. В широкое понимание права нередко включаются наряду с нормами права, правоотношениями, идеями права также и правосознание. Тем самым признается психологический аспект права. Пионером психологического направления в юриспруденции считают дореволюционного юриста Л.И. Петражицкого (1867-1931). Для этого направления характерно преувеличение роли психологического фактора в правовой жизни.

Л.И. Петражицкий полагал, что право не есть реальность, оно лишь комплекс переживаний человека, а права и обязанности существуют не реально, а в сознании того, кто в данную минуту переживает конкретные юридические чувства и мысли. Право есть психологический фактор общественной жизни и действует только психологически. Более того, Л.И. Петражицкий рассматривал право как явление, порожденное индивидуальным сознанием, а не общественным. Единственным источником права он считал индивидуальное сознание. Всякое иное право, существующее вне сознания человека, есть оптический обман. Л.И. Петражицкий под правом понимал эмоциональные переживания человека императивно-атрибутивного характера.


Сейчас читают про: