Билет 5. Понятие общества и социальной власти

Внаучной и учебной литературе дается много определений и характеристик человеческого

общества, но все они сходятся в одном: общество есть продукт взаимодействия людей,

определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого

заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и

отношениях между людьми, их объединениями и общностями. Это сложная, саморазвивающаяся

система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими,

сословными, классовыми отношениями и интересами. В обществе действуют прежде всего не

биологические, а социальные законы.

Рассмотрение общества в качестве системы общественных отношений, основу которых

составляют экономические (материальные) отношения, позволяет, во-первых, подходить к нему

конкретно-исторически, выделять различные общественно-экономические формации

(рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общество); во-вторых,

выявить специфику главных сфер общественнойжизни (экономической, политической, духовной);

в-третьих, четко определить субъектов социального общения (личность, семья, нация и др.).

6. Социальная власть- – это отношения между людьми в обществе, выражающиеся

возможностью и реальной способностью одного субъекта или группы воздействовать на

поведение других с целью получения желаемого социально значимого результата.

7. Для теории государства и права определенную методологическую ценность имеет выделение

двух главных периодов в развитии первобытного общества, а следовательно, и двух способов его

существования и воспроизводства:

• присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство);

• производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое

производство).

Первому периоду в основном соответствует материнский род (матриархат), второму –

патриархальный (патриархат).

Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т. е.

организационно оформлено. В противном случае оно обречено на превращение в стадо, толпу.

Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община.

Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали

также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение. Восторженную

характеристику родовой организации дал Ф. Энгельс. Он писал: «И что за чудесная организация

этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без

дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов – всеидет своим установленным порядком». Таким образом, род был одновременно древнейшим

социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и

носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление

общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и

объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно

общественной, т. е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее

реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых

органов принуждения тогда не существовало.

Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества –

мужчин и женщин. Собрание – столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все

основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди)

на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами

и т. д.

В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по

сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место

патриархальному, где родствоуже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще

более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на

патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не

полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой

общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения

его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда

обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов

чужого труда, возникновения частной собственности, социальногорасслоения первобытного

общества, образования классов, зарождения государства и права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: