Социально-психологические методы, впервые появились в 20-х годах XX столетия (с развитием неоклассической школы управления и внесения в нее элементов бихевиоризма). Они сводятся к двум основным направлениям: во-первых, к формированию благоприятного морально-психологического климата в коллективе, способствующего большей отдаче при выполнении работы за счет повышения настроения людей; во-вторых, к выявлению и развитию индивидуальных способностей каждого, позволяющему обеспечить максимальную самореализацию личности в производственном процессе.
Разработка и применение социально-психологических методов управления является наиболее сложным, так как требует от менеджера наличия некоторых специальных знаний, а сами эти методы трудно унифицируются.
Объектами социально-психологического управления являются такие процессы, как:
психофизиологические и личностные особенности работников;
эргономические особенности организации рабочих мест;
система стимулирования работников;
|
|
морально-психологический климат в коллективе;
социально-бытовые условия работников.
Особенностями выработки решений по социально-психологическому управлению является учет социально-психологических процессов, происходящих как в органе управления, так и в объекте управления.
В настоящее время наиболее широко применяются следующие методы социально-психологического управления:
Социальное планирование и прогнозирование. Сбор и обработка специальной информации в целях разработки планов социального развития производственных коллективов.
Стимулирование коллективной инициативы. Разработка схем производственных отношений, при которых широко практикуется коллективная и бригадная ответственность за результаты деятельности, а также система поощрения за повышение количественных и качественных показателей.
Стимулирование личной инициативы. Разработка нематериальных стимулов к повышению количества и качества труда отдельных исполнителей, максимального вовлечения наиболее перспективных работников в процесс принятия управленческих решений, повышению самооценки работников, выделению таких работников из общего числа.
Стимулирование интереса к труду. Выработка мероприятий по поощрению усовершенствований в работе, поиску нешаблонных решений, приводящих к повышению эффективности труда; рационализаторства и изобретательства.
Стимулирование повышения социального статуса. Разработка системы выделения наиболее перспективных работников и повышения их квалификации или образования с целью дальнейшего продвижения по служебной лестнице.
|
|
Методы формирования производственного коллектива обычно выделяются в обособленную группу социально-психологических методов управления. К ним относится регулирование внутриколлективных взаимоотношений, прогнозирование и предотвращение возникновения конфликтных ситуаций в коллективе.
К методам регулирования межличностных отношений относятся:
наблюдение;
психологическое изучение профессий;
опрос, интервью, беседа;
анкетирование;
тестирование;
изучение личности;
изучение коллектива;
документальный анализ.
Еще раз следует подчеркнуть, что все методы управления должны применяться только в комплексе. Особенно это касается социально-психологических методов управления. В условиях рыночных отношений и определенной смены приоритетов эти методы могут выступать только в качестве вспомогательных инструментов, дополняющих действие экономических и административных методов.
Контрольные вопросы:
1. Что такое методы управления
2. Какие факторы влияют на выбор метода управления в конкретной ситуации?
3. Дайте определение экономических методов управления:
4. Каким образом менеджер может использовать экономические методы управления, применяемые государственными и муниципальными органами?
5. Назовите и охарактеризуйте основные административные методы управления?
6. Какое основное отличие социально-психологических методов управления от других групп?
7. Что является объектом регулирования социально-психологическими методами управления?