Социально-психологические методы

Социально-психологические ме­тоды, впервые появились в 20-х годах XX столетия (с развитием неоклассической школы управления и внесения в нее элементов бихевиоризма). Они сводятся к двум основным направлениям: во-первых, к формированию бла­гоприятного морально-психологического климата в коллективе, способствующего большей отдаче при выполнении работы за счет повышения настроения людей; во-вторых, к выявлению и разви­тию индивидуальных способностей каждого, позволяющему обес­печить максимальную самореализацию личности в производст­венном процессе.

Разработка и применение социально-психологических методов управления является наиболее сложным, так как требует от менеджера наличия некоторых специальных знаний, а сами эти методы трудно унифицируются.

Объектами социально-психологического управления являются такие процессы, как:

психофизиологические и личностные особенности работников;

эргономические особенности организации рабочих мест;

система стимулирования работников;

морально-психологический климат в коллективе;

социально-бытовые условия работников.

Особенностями выработки решений по социально-психологическому управлению является учет социально-психологических процессов, происходящих как в органе управления, так и в объекте управления.

В настоящее время наиболее широко применяются следующие методы социально-психологического управления:

Социальное планирование и прогнозирование. Сбор и обработка специальной информации в целях разработки планов социального развития производственных коллективов.

Стимулирование коллективной инициативы. Разработка схем производственных отношений, при которых широко практикуется коллективная и бригадная ответственность за результаты деятельности, а также система поощрения за повышение количественных и качественных показателей.

Стимулирование личной инициативы. Разработка нематериальных стимулов к повышению количества и качества труда отдельных исполнителей, максимального вовлечения наиболее перспективных работников в процесс принятия управленческих решений, повышению самооценки работников, выделению таких работников из общего числа.

Стимулирование интереса к труду. Выработка мероприятий по поощрению усовершенствований в работе, поиску нешаблонных решений, приводящих к повышению эффективности труда; рационализаторства и изобретательства.

Стимулирование повышения социального статуса. Разработка системы выделения наиболее перспективных работников и повышения их квалификации или образования с целью дальнейшего продвижения по служебной лестнице.

Методы формирования производственного коллектива обычно выделяются в обособленную группу социально-психологических методов управления. К ним относится регулирование внутриколлективных взаимоотношений, прогнозирование и предотвращение возникновения конфликтных ситуаций в коллективе.

К методам регулирования межличностных отношений относятся:

наблюдение;

психологическое изучение профессий;

опрос, интервью, беседа;

анкетирование;

тестирование;

изучение личности;

изучение коллектива;

документальный анализ.

Еще раз следует подчеркнуть, что все методы управления должны применяться только в комплексе. Особенно это касается социально-психологических методов управления. В условиях рыночных отношений и определенной смены приоритетов эти методы могут выступать только в качестве вспомогательных инструментов, дополняющих действие экономических и административных методов.

Контрольные вопросы:

1. Что такое методы управления

2. Какие факторы влияют на выбор метода управления в конкретной ситуации?

3. Дайте определение экономических методов управления:

4. Каким образом менеджер может использовать экономические методы управления, применяемые государственными и муниципальными органами?

5. Назовите и охарактеризуйте основные административные методы управления?

6. Какое основное отличие социально-психологических методов управления от других групп?

7. Что является объектом регулирования социально-психологическими методами управления?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: