Виды и формы аутсорсинга

Впервые классификация направлений аутсорсинга, ставшая уже классической, была предложена «Gartner Research»[8]. Она базируется на разделении технического и бизнес-уровней, а также типа окружения.

Выделяются четыре направления аутсорсинга.

· BPO (Business Рrocess Оutsourcing) - аутсорсинг бизнес-процессов;

· BSP (Business Service Provider) - провайдер бизнес-сервисов;

· ITO (IT Outsourcing) - ИТ-аутсорсинг;

· ASP (Application Service Provider) - провайдер сервисов приложений.

В зависимости от формы организации совместной деятельности выделяются внутренний и внешний виды аутсорсинга. Внешний аутсорсинг – выполнение отдельных функций или их совокупности сторонней организации, при этом сокращается доля стоимости компании в создаваемом продукте. Внутренний аутсорсинг (инсорсинг) – перераспределение функций бизнес-системы с целью сохранения контроля над качеством их исполнения.

Как было отмечено ранее, аутсорсинговые услуги подразделяются в зависимости от видов деятельности компании, а значит, их можно классифицировать следующим образом:

− аутсорсинговые услуги учетных функций (ведение бухгалтерского, налогового и кадрового учета);

− аутсорсинговые услуги информационных технологий (обслуживание IT-

инфраструктуры, проектирование и планирование автоматизированных систем, постоянное развитие и сопровождение IT-систем);

− аутсорсинговые услуги обслуживания (эксплуатация объектов недвижимости, уборка помещений, рабочее питание и пр. услуги по обслуживанию).

Представленная классификация аутсорсинговых услуг относится к

функциональному аутсорсингу – передаче непрофильных функций. Функциональный аутсорсинг актуален как для компаний, занимающихся производством, так и сферы услуг.
В последнее время широкое применение получил операционный

(производственный) аутсорсинг – передача на внешнее обслуживание процессов, непосредственно связанных с основным видом деятельности компании. Такой вид аутсорсинга в большей мере распространен в сфере производства и появился раньше функционального. Производственный аутсорсинг предполагает, что компания отдает часть существующей цепочки производственных процессов или целиком весь цикл производства сторонней компании. Возможен также и вариант продажи ряда собственных отделений иным компаниям, и последующее взаимодействие происходит с ними уже непосредственно в рамках аутсорсинга.
Производственный аутсорсинг позволяет компании:

  • сосредоточиться на разработке совершенно новых продуктов и услуг для обеспечения конкурентного преимущества;
  • увеличить гибкость производства - осуществление перестройки производственного процесса и диверсифицикации выпускаемой продукции.

IT-аутсорсинг является новым видом аутсорсинга и еще полностью не изучен, то есть требует весьма подробного рассмотрения. Ведь все компании, как правило, начинают использование схемы аутсорсинга в первую очередь с IT-аутсорсинга, лишь только затем переходят к другим видам современного аутсорсинга.

Аутсорсинг бизнес-процессов подразумевает передачу другой организации каких-либо определенных процессов, которые не являются для компании ведущими в основной деятельности.
В применении аутсорсинга компании разрабатывают собственные формы.

1. Полный (максимальный) аутсорсинг. Этот термин используется для обозначения договора, по которому штат сотрудников, а возможно и активы, относящиеся к основной деятельности предприятия (в действительности к 90 % такой деятельности), такие как информационные технологии или финансы, передаются поставщику услуг на время действия контракта.

2. Частичный (выборочный) аутсорсинг. Данная форма аутсорсинга может проявляться только при изготовлении различной дорогостоящей продукции (например, бытовая техника). Кроме того, частичный аутсорсинг может включать в себя переадресацию конкретного пакета функций другой фирме или созданной для этой цели дочерней компании, поскольку опыт, который накопился ими в определенных областях производства, позволяет получить из этого какую-никакую выгоду. Использование возможностей аутсорсинга позволяет фирмам устранить традиционную рыночную конкуренцию, в частности ценовую, а также потенциальную угрозу инноваций и других форм конкуренции со стороны третьих фирм. В соответствии с таким соглашением, значительная часть функций подразделения остается в ведении клиента.

3. Совместный аутсорсинг. Термин «совместный аутсорсинг», введенный британской компанией EDS, описывает один из вариантов аутсорсинга, в котором стороны соглашения являются партнерами. Однако в последнее время некоторые специалисты используют этот термин для описания субдоговоров, предполагающих наличие нескольких поставщиков услуг.

4. Промежуточный аутсорсинг. Этот вид аутсорсинга имеет место, когда организация передает управление своими системами и платформами третьей стороне, полагая, что ее собственные специалисты по ИТ способны разработать новые системы. Организация, планирующая осуществить промежуточный аутсорсинг, как правило, демонстрирует высокий уровень доверия к способностям своих специалистов по ИТ.

5. Трансформационный аутсорсинг. В отличие от промежуточного аутсорсинга, организация приглашает поставщика услуг, который полностью реорганизует работу подразделения, разрабатывая новые системы и создавая надежную базу знаний и навыков, которую затем передает клиенту. Трансформационный аутсорсинг отличается от полного лишь тем, что переход сотрудников и активов не окончателен - по завершении проекта клиент вновь обретает полный контроль и вступает в свои обязанности. Для многих это звучит как обычные услуги консультанта. Различие лишь в том, что при трансформационном аутсорсинге поставщик обычно действует достаточно независимо от персонала клиента. Поэтому неудивительно, что существует лишь небольшое число реальных примеров трансформационного аутсорсинга.

6. Аутсорсинг совместных предприятий. Аутсорсинг совместного предприятия подразумевает создание новой компании для использования будущих деловых возможностей. Персонал и активы клиента будут затем переданы этому совместному предприятию, а не поставщику услуг. Целью будет не только повышение качества работы переведенного подразделения, но, что еще важнее, разработка товаров и услуг, которые могут быть проданы третьей стороне. Затем заказчик и поставщик услуг разделят прибыль, заработанную новой компанией. Таким образом, поставщик услуг сможет полностью использовать свои возможности по созданию систем, а клиент разделит с ним расходы на разработку нового программного обеспечения. Совместное предприятие получает преимущества, пользуясь специализированными знаниями клиента о своем рынке. Некоторые товары и услуги совместного предприятия будут разработаны с использованием возможностей, возникших благодаря заключению соглашений по полному аутсорсингу[9].

В зависимости от конкретных видов деятельности, в которых специализируется аутсорсер можно выделить отдельные виды аутсорсинга:

· аутсорсинг в области информационных технологий,

· аутсорсинг научно-производственной деятельности.

· Аутсорсинг логистических функций,

· Аутсорсинг функций управления организацией,

· Аутсорсинг финансовых банковских операций,

· Аутсорсинг корпоративного обучения,

· Аутсорсинг человеческих ресурсов и др.

Рейтинг РБК делает вывод, что первое место по популярности занимает оформление виз и разрешений на работу для иностранцев и юридическое обеспечение деятельности (58%), на втором – услуги в сфере логистики и транспорта (53%), третье место – передача на аутсорсинг отдельных участков бухгалтерского учета [10] .

Наряду с функциональным и производственным аутсорсингом существует и ресурсный [11] – использование внешних ресурсов взамен собственных ресурсов могут выступать объекты основных средств, нематериальные активы, материально-производственные запасы и пр.

Уровень развития аутсорсинга может быть оценен исходя из объема работ по контрактам. Мировой рынок контрактного производства электроники (2009 год – 260,3 млрд. долл., 2010 год – 347,3 млрд. долл., 2011 год – 376,7 млрд. долл.) после заметного роста в 2010 году на 33,4% по отношению к 2009 году, в 2011 году замедлил свой рост (составил 8,5% по отношению к 2010 году), отмечают аналитики компании iSuppli. При сохранении динамики роста 8,5% к концу 2016 года доход на этом рынке составит 536,8 млрд. долл. Согласно данным компании BCC Recearch, в 2011 году объем мирового рынка контрактного фармпроизводства по отношению к 2010 году (196,5 млрд. долл.) вырос на 10,6% и составил 360,6 млрд. долл. При сохранении динамики роста 10,9% к концу 2016 года доход на этом рынке составит 360,6 млрд. долл.[12].

Согласно существующей статистике каждые две из трех компаний, входящих в рейтинг Top-100 журнала Fortune в той или иной степени используют модель аутсорсинга. Это подтверждается как постоянно растущим объемом мирового рынка аутсорсинга, так и множеством примеров кооперации в мировом промышленном комплексе. Согласно отчету Standardand Poor's, в 2007 г. мировой рынок аутсорсинга составил порядка 150 млрд долл. При этом исследовательское агентство IDC отмечает, что по итогам 2012 г. данный показатель составляет уже 250 млрд долл.[13].

По оценкам абсолютного большинства компаний, успешное решение двух

задач – оптимизация затрат и концентрация на своих основных конкурентных преимуществах – является основным драйвером повсеместного использования стратегии аутсорсинга.

Сегодня становится все более очевидным, что рост интереса рынка к аутсорсингу идет на смену интересу к проектному и сервисному управлению. Подобная смена приоритетов выглядит особенно логичной, если говорить о том, что практика стратегического партнерства и постоянного обслуживания (аутсорсинг) идет на смену практике временного сотрудничества для создания чего‑то нового (проекты)[14].

Таблица 1.1 - Классификационные признаки аутсорсинга[15]

Признаки Содержание
1. Отраслевой промышленный, строительный, торговый, туристический, правовой
2.Виды услуг логистические, маркетинговые, производственные, информационные, консалтинговые, рекрутские (управление персоналом)
3.Полнота передачи контроля за частью бизнеса максимальный, частичный, совместный, промежуточный, трансформационный
4.Область применения профессиональный, производственно- технологический, финансово- административный, географический
5.Доля капитала компании-аутсорсера дочернее предприятие, совместное предприятие, доля капитала в компании партнера
6.Время исполнения заказов долгосрочный, срочный (на разовой основе), сезонный
7. Формы организации аутсорсинга внутренний, внешний, совместный, глобальный
8. Сетевая интеграция организационная форма управления, модель интеграции

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: