double arrow

Введение. Глубокие изменения, происходящие во многих сферах общественной жизни, обуславливают необходимость систематического и постоянного совершенствования

Глубокие изменения, происходящие во многих сферах общественной жизни, обуславливают необходимость систематического и постоянного совершенствования организационных структур и форм деятельности органов государственной власти. Требования внешней среды и проблемы внутреннего устройства обуславливают поиск новых подходов к управлению организацией.

Одной из составляющих совершенствования деятельности в целом и отдельных процессов, осуществляемых в органах государственной власти выступает обеспечение широкого применения аутсорсинга. В современном менеджменте под аутсорсингом понимают выполнение отдельных функций или бизнес-процессов внешней организацией, располагающей необходимыми для этого ресурсами, на основе соглашения. Аутсорсинг является стратегией управления, предполагающей выведение отдельных функций, ранее выполнявшихся органами государственной власти, за рамки их функционирования путем заключения контрактов с внешними исполнителями на конкурсной основе.

Аутсорсинг, будучи известен достаточно давно, стал популярен среди российских компаний и предприятий, относительно недавно – около 6-7 лет назад. Несколько позднее, 4-5 лет назад, интерес к аутсорсингу главным образом информационных технологий проявился у органов государственной власти.

Целью изучения дисциплины «Аутсорсинг в бизнесе и государственном и муниципальном управлении» является формирование у студентов теоретических представлений и практических навыков по использованию такого механизма оптимизации деятельности организационных структур, как аутсорсинг.

В результате изучения курса «Аутсорсинг в бизнесе и государственном и муниципальном управлении» обучающийся должен:

Знать:

· сущность и правовые основы аутсорсинга;

· особенности применения аутсорсинга в государственном и муниципальном управлении;

Уметь:

· определять функции, подлежащие передачи на аутсорсинг;

· проводить расчет целесообразности передачи определенных функций на аутсорсинг,

· осуществлять сопровождение функций, переданных на аутсорсинг, контролировать надлежащее исполнение переданных функций;

Владеть:

· навыками применения конкретных методик, используемых в рамках совершенствования административно-управленческих процессов; составления документов, обеспечивающих передачу функций на аутсорсинг.

1 Сущность и виды аутсорсинга

Одним из фундаментальных экономических законов, определяющих развитие не только экономики, но и общества в целом, является закон разделения труда, впервые сформулированный экономистами классической школы. Многие события истории человечества, в том числе переживаемый сегодня этап глобализации, легко объяснимы с позиций проявления этого закона: действительно, глобализация, в конечном итоге, сводится к формированию «центра» и «периферии» в мировой социально-экономической системе, каждый из которых специализируется на определенном виде экономической деятельности, что предопределяет, в конечном итоге, и политическое устройство мира.

Проявлением этого закона на микроуровне (фирм, ассоциаций, даже государств) выступает такое сравнительно новое явление, как «аутсорсинг».

Аутсорсинг является основной и особой формой деловых услуг. Возникновению, развитию и изучению сущности и механизма аутсорсинга посвящены работы Аникина Б.А., Рудой И.Л., Колобкова А.А., Орлова А.И., Календжян С.О., Друкера fП.Ф. и т.д.

Историю появления такого феномена как аутсорсинг следует начинать с довольно далеких времен. И эти времена совпадают с основанием и развитием крупнейшей вертикально интегрированной компании Г. Форда[1].

Компания Г. Форда к 1921 году контролировала 56% мирового рынка легковых автомобилей. Однако уже в 1927 г. компания была вынуждена перейти к выпуску новой модели автомобиля. Мировой рынок легковых автомобилей захватила компания General Motors (43,5%), а компании Ford осталось менее 10%. Великий менеджер Генри Форд был побежден не менее великим менеджером Альфредом Слоуном-младшим.

Форд, желая наладить надежное и бесперебойное снабжение своих заводов сырьем и материалами, инвестировал средства в угольные шахты, железорудные месторождения, участки строевого леса, стеклодувные фабрики и даже соевые плантации. Но контроль Форда не ограничивался только производством сырья и материалов. Для транспортировки материальных ресурсов и готовой продукции в торговую сеть он вкладывал деньги в железные дороги, автомобильный транспорт и торговый флот. Он хотел держать под контролем все товарно-материальные потоки между более чем 40 его добывающими, сборочными и обслуживающими предприятиями в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, Южной Африке и дилерами его продукции, разбросанными по всему миру.

На пике своей вертикальной экспансии компания натолкнулась на преграды, порожденные и общеэкономическими условиями, и правилами государственного регулирования, и профсоюзными ограничениями, для преодоления которых требовалось привлечение независимых поставщиков продуктов и услуг.

Форд пришел к выводу, что специализированные фирмы выполняют наиболее важные функции ничуть не хуже, если не лучше, чем его собственный управленческий аппарат, а по качеству работ и издержкам такие специалисты зачастую оставляли позади собственные подразделения компании Г. Форда. Вскоре независимые фирмы стали полноценными участниками снабженческо-сбытовой сети Форда, а приоритеты в общекорпоративной стратегии сместились от контроля на основе собственности к контролю на основе управления партнерскими отношениями. Такая смена стратегической ориентации позволила сосредоточить финансовые ресурсы компании на развитии ее ключевой сферы компетенции - производстве. А сам Г. Форд из анализа всей этой ситуации понял, что ни одна фирма не может быть самодостаточной.

Альфред Слоун стал у "руля" компании General Motors, когда она находилась на пороге краха в 1921 г. На ее долю приходилось всего 13% автомобильного рынка США. Он разработал и реализовал грандиозный проект по завоеванию американского автомобильного рынка в то время, когда в мире господствовал Генри Форд. На претворение в жизнь проекта Слоуна ушло почти 15 лет, но с самого начала проект стал приносить результаты. Новацией в проекте Слоуна стала методология аутсорсинга, примененная им за 70 лет до появления этого термина в научной литературе в 1990 г. Новации использовались в двух направлениях деятельности руководителя: в организации систем управления компаниями и в организации производства.

Первое направление – формирование сильной группы управления с делегированием полномочий людям, которые могут самостоятельность принимать важные решения.

Второе направление – использование метода кооперации узкоспециализированных производств как внутри своей компании, так и за ее пределами.

Аникин Б.А. [2] предлагает рассматривать аутсорсинг многогранно и дает 14 определений этого термина. Вот некоторые из них:

− «использование услуг сторонних компаний для выполнения своих задач»;

− «отказ от собственного бизнес-процесса и приобретение услуг по реализации этого бизнес-процесса у других организаций»;

− «привлечение внешних ресурсов для решения собственных проблем (например, разработки проектов)» и пр.

Борзунова О.[3] отмечает, что аутсорсинг (outsourcing) – это способ организации деятельности компании за счет сосредоточения на главном, ключевом направлении деятельности и передачи непрофильных функций внешним специализированным фирмам на договорной основе.

Таким образом, аутсорсинг это использование одной организацией ресурсов другой, с целью оптимизации деятельности. Из определений следует, что заключение договора аутсорсинга означает совершение двусторонней сделки, предусматривающей выполнение функций сторонними

организациями с более высокой квалификацией на возмездной основе. Двусторонняя сделка предполагает участие двух сторон – заказчика и исполнителя, так называемого аутсорсера. Возмездность означает выполнение аутсорсером в рамках договора порученных функций заказчиком за вознаграждение.

Сегодня в большинстве экономически развитых и развивающихся стран мира уже имеется общественный и профессиональный консенсус относительно позиционирования аутсорсинга в трех различных плоскостях, таких как:

  • аутсорсинг — это новая и растущая индустрия услуг,
  • аутсорсинг — это модная и перспективная профессия,
  • аутсорсинг — это инновационный и эффективный бизнес-инструмент.

Аутсорсинг (англ. outsourcing) - передача традиционных неключевых функций организации (таких, например, как бухгалтерский учет или рекламная деятельность для машиностроительной компании) внешним исполнителям - аутсорсерам, субподрядчикам, высококвалифицированным специалистам сторонней фирмы[4]

В определении аутсорсинга необходимо выделить главные, принципиальные составляющие: Аутсорсинг является долгосрочным, ориентированным на результат бизнес‑сотрудничеством с определенным поставщиком услуг. При этом приобретаемые услуги могут представлять отдельный вид деятельности, несколько видов деятельности или целостный, сквозной бизнес-процесс. В крупных организациях, продукты и услуги, получаемые по аутсорсингу, ранее производились самим предприятием для собственных нужд, а затем были переданы внешнему поставщику. В приведенном определении под долгосрочностью с ледует понимать, что предприятие принимает стратегическое решение о прекращении инвестиций в некоторые внутренние ресурсы и выбирает взамен этого приобретение услуг у имеющихся на рынке поставщиков.

Термин «ориентированное на результат» также несет особый смысл в данном определении. Он говорит о том, что поставщик услуг, вместе с ответственностью за используемых людей, включенные процессы и технологии, берет на себя ответственность за то, что все эти ресурсы создадут тот результат, ради которого потребитель заключал контракт. Ответственность за результат составляет принципиальное отличие аутсорсинга от более узких и более традиционных договорных отношений с поставщиками, компаниями, предоставляющими персонал, и исполнителями отдельных работ.

По данным журнала «Fortune», как минимум 90% современных компаний применяют аутсорсинг для реализации хотя бы одного бизнес-процесса. Расходы на покупку аутсорсинговых услуг постоянно растут, а рынок таких услуг быстро расширяется. Его рост составляет порядка 91% в год. Популярный журнал Wired в своей "Энциклопедии новой экономики" определил аутсорсинг как новую стратегию управления: "Заниматься не тем, что можешь сделать лучше всего, а тем, что можешь купить выгоднее всего"[5].

Исторически первыми аутсорсерами стали юридические фирмы.

Практически во всех источниках происхождение термина outsourcing означает "на стороне", т.е. "за пределами". Это может быть:

1. Отказ от собственного бизнес-процесса и приобретение услуг по реализации этого бизнес-процесса у других организаций.

2. Использование внешней организации для обработки банковских и других финансовых данных при осуществлении коммерческих операций.

3. Привлечение внешних ресурсов для решения собственных проблем (например, разработки проектов).

4. Перевод производства из региона с более дорогой рабочей силой в регион с менее дорогой с целью снижения себестоимости.

5. Заключение субдоговоров на выполнение работ с внешними фирмами, которые не имеют профсоюза.

6. Перенос компаниями части операций за рубеж с целью дистанционного использования труда программистов.

7. Использование временного работника без заключения с ним трудового договора (иногда при посредничестве специализированного агентства).

8. Обслуживание и ремонт техники компании специалистами внешней фирмы.

9. Кооперация и др.

Из приведенных определений видно, что горизонт применения аутсорсинга не имеет границ: производство, сфера услуг, финансы, информационные технологии и системы, стратегии развития, трудовые ресурсы и т.д. Но в любом бизнесе должны быть определенные параметры применения и критерии.

Следует также отметить, что в научной литературе встречается ряд терминов, аналогичных аутсорсингу:

  • shrinking - сокращение, сжатие организации;
  • downsizing - уменьшение организации;
  • spin off- выделение единиц бизнеса или "отстегивание" структуры;
  • экстернализация - передача контроля за выполнением какой-либо функции компании, специализирующейся в данной сфере.

С точки зрения аутсорсера целесообразно перечислить те признаки, которые отличают аутсорсинг от других форм межфирменного сотрудничества:

1. - Целевой характер деятельности аутсорсера: аутсорсер производит продукт (оказывает услугу) только при наличии заказа от аутсорси;

2. - Безрисковость деятельности аутсорсера: аутсорси гарантирует выкуп произведенного товара (оказываемых услуг) и его своевременную оплату;

3. - Товар (услуга) производится в соответствии с требованиями заказчика. Эти требования включают в себя не только развернутые технические характеристики товара, но также и технологию производства и организацию системы контроля качества;

4. - Товар (услуга) предназначен для использования аутсорси в коммерческих целях;

5. - Участники сделки могут быть только юридическими лицами.

6. - Аутсорсер раскрывает аутсорси структуру и размер своих издержек, после чего устанавливают нормативную величину наценки на товары (услуги) оператора;

7. - Аутсорсер формирует свои производственные мощности (количество, структура, номенклатура, географическое положение) исходя из требований аутсорси;

8. - В целях обеспечения оптимального качества оказания услуг аутсорсер вносит изменения в те внутренние процедуры работы заказчика, которые связаны с переданным ему на исполнение процессом;

9. - В случае необходимости аутсорси передает оператору собственные ключевые компетенции и активы, необходимые для выполнения процесса или задачи (технологии, оборудование и т. д.).

По сути дела, в случае аутсорсинга речь идет не об отношениях купли-продажи, а о долгосрочной интеграции предприятий с целью совместного выполнения различных этапов и элементов единого производственного процесса.

За последние 15 лет аутсорсинг превратился в одну из основных составляющих стратегического менеджмента. Этим важным инструментом, обеспечивающим конкурентоспособность бизнеса, активно пользуются сегодня как крупные корпорации, так и сравнительно не большие компании. Активизация перехода российских компаний на аутсорсинг была зафиксирована в 2008-2009 гг., когда кризисные явления в экономике заставили многие отечественные организации перейти к использованию эффективных инструментов экономии затрат. Тем не менее, руководство некоторых отечественных компаний не проявило особый интерес к использованию инструментария аутсорсинга, объясняется это, прежде всего тем, что, экономистам не удалось создать общепринятую, проверенную на практике универсальную методику, которая позволила бы произвести расчет экономического эффекта от применения аутсорсинга[6]

Концепция аутсорсинга сводится к трем основным принципам:

· первый – каждый должен заниматься своим делом и иметь возможность сконцентрироваться только на нем.

· Второй – решение сопутствующих задач нужно поручить тому, кто справится с ними лучше.

· Третий – такое распределение работы экономит средства заказчика и приносит доход исполнителю[7]

Существуют качественные различия в понимании целей и в подходах к реализации проектов по аутсорсингу между российскими и западными компаниями. В странах с постиндустриальной экономикой (к которым сегодня уже относятся не только Япония, США и развитые государства Западной Европы, но и многие страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии) при аутсорсинге внутренних процессов бизнес в первую очередь думает об инновациях, которые он может получить в результате стратегического партнерства с аутсорсинговой компанией, а также о вопросах социальной ответственности. В России же аутсорсинговые проекты, по-прежнему, рассматриваются в первую очередь как способ снижения издержек на поддержку тех или иных бизнес-процессов, а уж затем оценивается с любых других точек зрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: