Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Аутсорсинг бизнес-процессов




В настоящее время активизировались исследования о различных формах интеграции как о механизмах снижения трансакционных издержек [23]. При этом можно выделить два основных направления: 1) укрупнение структуры путем образования объединений вертикального, горизонтального и диверсификационного типов; 2) избавление от вспомогательных, обслуживающих и других непрофильных функций и сосредоточение только

на основном производстве, т. е. аутсорсинг.

В последние несколько лет наблюдается увеличение количества глобальных сделок, когда компания-заказчик заключает с подрядчиком договор об обслуживании ее подразделений в различных странах и регионах. И поскольку поставщику приходится работать с большим числом территориально распределенных подразделений, которые к тому же зачастую находятся в разных юрисдикциях, управление проектом значительно усложняется. Растут требования заказчиков к бизнес-аналитике и информационной безопасности. И конечно, в России, как и во всем мире, наблюдается усиление ценовой конкуренции[24].

На рисунке 2.1 отражена сложность схемы функционирования предприятия и взаимодействия предприятия со своими партнерами и покупателями, здесь же показан организационный механизм.

Руководители российских предприятий прибегают к аутсорсингу с целью финансовой экономии, а не как к механизму повышения конкурентоспособности за счет применения новых компетенций, интеллектуальных ресурсов, новейших технологий, навыков и умений. В связи с этим, а также с определенной «непрозрачностью» экономической среды, и, предположительно, всеобщим недоверием чаще всего в России на аутсорсинг передают, как правило, стандартные, хорошо отработанные процессы, не требующие формирования и применения нового знания. Ниже представлены основные процессы.

Рисунок 2.1 - Аутсорсинг как инструмент повышения эффективности предприятия

Экономика и финансы
- бухгалтерский учет и отчетность (учет основных средств, учет кассовых и банковских операций, выписка и оформление первичной документации, подготовка и сдача отчета в налоговые службы и государственные внебюджетные фонды),
- учет труда и расчет заработной платы, социальных выплат,
- обработка статистической информации

Общие вопросы:
- подбор, найм персонала и кадровое делопроизводство, оценка и развитие персонала,
- юридическое сопровождение (правовой анализ, разработка системы, снижающей юридические риски, сопровождение отдельной хозяйственной операции),
- IT-аутсорсинг, сопровождение техники, программ, сайта, системное администрирование, защита информации,
- coll-центры (обработка и диспетчеризация входящих звонков и корреспонденции),
- услуги делопроизводства,
- представительские услуги, услуги личного секретаря-референта руководителя,
- курьерские услуги, в т.ч. с применением личного транспорта,
- личный водитель руководителя, руководителей (на своем авто),
- охрана и обеспечение пропускного режима,
- клининговые услуги,
- организация питания




Маркетинг и коммерция:
- написание и размещение контекстной рекламы на сайтах, формирование рассылки или дистанционных курсов, продвижение в блогах и сообществах, (в целом, продвижение в Интернет, PR и рекламные услуги),
- оптимизация сайта компании, регистрация в тематических каталогах,
- подборка тендерной информации о конкурсных процедурах покупателей, работа с электронными торговыми площадками,
- торговое представительство, сеть торговых представителей (в т.ч. сетевой маркетинг),
- маркетинговые исследования и опросы,
- коллекторские услуги.

Основное и вспомогательное производство:
- транспортные и логистические услуги,
- услуги по складскому хранению товара,
- услуги по товарообработке (сортировка, упаковка, погрузка/разгрузка),
- промышленный аутсорсинг: заготовок и комплектующих (своя только сборка и производство ключевых комплектующих), промышленного сервиса (ремонт, содержание, аренда, лизинг оборудования).

Главным источником экономии затрат с помощью аутсорсинга служит повышение эффективности предприятия в целом и появление возможности освободить соответствующие организационные, финансовые и человеческие ресурсы, чтобы развивать новые направления, или сконцентрировать усилия на существующих, требующих повышенного внимания[25] . При передаче некоторых функций на аутсорсинг внешним исполнителям оптимизируется структура и деятельность предприятия, сокращается число трансакций между подразделениями.



Прежде всего, следует определить, какие бизнес-процессы являются основными, а какие — вспомогательными. При вынесении последних на аутсорсинг исходят из экономической целесообразности: затраты на их закупку на рынке услуг должны быть меньше затрат на выполнение функций собственными силами[26].

Рисунок 2.2– Система бизнес-процессов в организации

Понятие бизнес-процесс содержит два элемента: бизнес и процесс. Вот одно из базовых определений процесса - это некоторая логическая последовательность связанных действий, которые преобразуют вход в результаты или выход. Бизнес-процесс – это цепь логически связанных, повторяющихся действий, в результате которых используются ресурсы предприятия для переработки объекта (физически или виртуально) с целью достижения определенных измеримых результатов или продукции для удовлетворения внутренних или внешних потребителей. Следовательно, все действия внутри организации можно рассматривать либо как бизнес-процесс, либо как его часть. Существует много способов классификации бизнес-процессов. Одна из самых распространенных - это классификация бизнес-процессов по добавлению ценности продукту или услуге компании.

В этой классификации бизнес-процессы управления и развития, обеспечивающие долгосрочную конкурентоспособность компании, и они делятся на: основные; вспомогательные; управления; развития.

К основным бизнес-процессам относятся бизнес-процессы, добавляющие ценность продукту или услуге компании. Например, это бизнес-процессы закупок, получения заказов, производства, доставки и сервисного обслуживания. К основным бизнес-процессам могут относить и бизнес-процессы, дающие компании конкурентное преимущество.

Вспомогательные бизнес-процессы напрямую не добавляют ценности продукту или услуге, но увеличивают его стоимость. К вспомогательным бизнес-процессам можно отнести бизнес-процессы маркетинга, складирования, обслуживания оборудования, информационного обеспечения, административно-хозяйственного обеспечения.

Бизнес-процессы управления и развития тоже напрямую не добавляют ценности продукту или услуге. Например, к бизнес-процессам управления относят управление финансами, стратегическое и оперативное управление компанией. А к бизнес-процессам развития - разработку новых продуктов и услуг, внедрение новых технологий и стандартов работы, изменения организационной структуры. В случае процессного подхода функционирование каждого бизнес-процесса оценивается по его вкладу в достижение целей компании. Таким образом, преобразование деятельности носит следующий характер: изменения в одном процессе показывают влияние и необходимые новшества для других процессов.

Как уже отмечалось, любую компанию можно представить как совокупность бизнес-процессов, поскольку:

- каждый процесс имеет потребителя, и сосредоточение на каждом процессе

способствует лучшему удовлетворению потребителей;

- определение границ рассматриваемого процесса, а также поставщиков и

потребителей, позволит обеспечить лучшее взаимодействие и понимание требований, которые следует удовлетворить;

- при назначении ответственных за процесс, удается избежать распределения

ответственности по фрагментам, что часто бывает на специализированных

предприятиях;

- управление процессами позволяет создать лучшие основания для контроля

времени выполнения работ и ресурсов.

Анализ бизнес-процессов позволяет повысить эффективность и

конкурентоспособность компании путем определения необходимости передачи бизнес-процессов на аутсорсинг, т.е. передачи каких-либо бизнес-процессов специализированной сторонней организации (аутсорсеру).

В 2010 г. «BDO-Юникон» и агентством «РБК Рейтинг» были подведены итоги популярности различных видов аутсорсинга бизнес-процессов в российской экономике. В качестве объекта исследования спроса на аутсорсинг было выбрано свыше десяти наиболее распространенных функций, которые чаще всего передаются специализированным провайдерам. При проведении обследования анализу подверглись компании более 20 сегментов рынка: потребительского рынка, химической промышленности, легкой промышленности, по производству фармацевтических препаратов, банковского сектора и др. Всего в проекте участвовало более 6 000 отечественных и иностранных компаний. Как показали результаты исследования, на сегодняшний день в России по-прежнему самыми популярными для передачи на аутсорсинг отмечены «неключевые и некритичные» функции. К ним относятся: обеспечение безопасности, услуги в сфере логистики и транспорта — 67% респондентов; сфера обслуживания (в том числе, клининг, кэйтеринг и прочее) — 66%. Другими распространенными функциями, подлежащими передаче на аутсорсинг, являются: юридическое обслуживание (юридическое обеспечение деятельности) — 63%; подбор, обучение персонала — 62%; поддержка ИТ-инфраструктуры и хостинг — 59%. Далее в рейтинге популярности отмечены: бухгалтерский учет (полностью) — 51%; деятельность call-центров и бухгалтерский учет (отдельные участки) — 50%; бизнес-планирование и оптимизация бизнес-процессов — 46%; экономическая и информационная безопасность — 40%; документальный кадровый учет — 38%; расчет заработной платы — 32%. Таким образом, типичные функции по аутсорсингу бизнес-процессов, например, — учетные, в настоящий момент российские компании реализуют, используя внутренние ресурсы.

Если проанализировать географию, то следует отметить, что согласно исследованиям, проведенным компанией E-xecutive в 2010 г., 63% российских предприятий уже применяют модель аутсорсинга в своей деятельности, при этом 63,8% из них расположены в Москве, 11,2% — в Санкт-Петербурге и лишь 25% приходятся на все остальные города России[27].

Анализ аутсорсинговых услуг , предоставляемых иностранными компаниями в России показал, что первое место по популярности

занимает оформление виз и разрешений на работу для иностранцев и

юридическое обеспечение деятельности (58%), на втором — услуги в сфере

логистики и транспорта (53%), на третьем — передача отдельных участков

бухгалтерского учета. Кроме того, согласно ответам респондентов,

иностранные компании предпочитают передавать расчет заработной платы

сотрудников своей компании[28].

Передача бизнес-процессов на аутсорсинг позволяет:

- сосредоточить свои ресурсы и внимание на ведении основного бизнесе;

- снизить расходы на процессы, не являющиеся ключевыми для бизнеса. Передача на аутсорсинг бизнес-процессов не требует капитальных вложений и финансируются в рамках текущих операционных расходов;

- сократить операционные затраты на поддержку передаваемых бизнес-процессов, включая расходы на персонал, содержание рабочего места, расходы на консультационные услуги;

- получить доступ к лучшим ресурсам и стандартам ведения бизнеса для

качественного выполнения непрофильных функций;

- перенести риски и ответственность на профессиональную компанию,

оказывающую услуги по аутсорсингу.

Приведем примеры практического опыта использования аутсорсинга западным компаниями[29]. Интересен опыт польского АО Swiat Biura, работающего на рынке офисного оборудования. Эта фирма пользуется аутсорсинговыми услугами в области бухгалтерии, транспорта, IТ-технологий. Сотрудничество с подрядчиками позволило ей снизить издержки на 15%.

Немецкий производитель коммуникационного оборудования Siemens подписал 3-летний аутсорсинговыи договор с фирмой Flextronic на производство 33 млн. мобильных телефонов. Руководство компании Siemens полагает, что этот заказ, наряду с увеличением собственных производственных мощностей, позволит ей войти в тройку лидеров рынка.

Компания Hewlett - Packard в 2001 году заключила аутсорсинговое соглашение с Nokia. Соглашение предусматривает переподчинение 84 специалистов и увеличение объема сервисных услуг на $75 млн. Сумма контракта, рассчитанного на 3 года, - $260 млн.

Корпорация Oracle ставит задачей увеличение доходов от веб-аренды ПО и баз данных с нынешних $50 млн. до $1 млрд. в год в течение ближайших пяти лет.

В автомобильной промышленности такие корпорации, как Toyota, Honda, Chrysler, делегируют сторонним подрядчикам порядка 70% своих бизнес-процессов.

Согласно отчету "Год 2010: проектирование фирмы будущего", представленному компанией Economist Intelligence Unit & Andersen Consulting[30] , аутсорсинг будет пользоваться все большей популярностью. Ожидается, что телекоммуникации станут сферой наиболее интенсивного его внедрения.

Компания “Рексофт” (ГК “Техносерв”), российский разработчик программного обеспечения и информационных систем, включена в список “Восходящих Звезд” рейтинга «100 лучших аутсорсинговых компаний мира» в 2013 году (“The 2013 Global Outsourcing 100”), ежегодно составляемого Международной отраслевой ассоциацией аутсорсинга (IAOP)[31] .

Согласно «Прогнозу социально-экономического развития РФ на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов», подготовленному Минэкономразвития (МЭР), объем IT-рынка России в 2012 году оценивался в 732 миллиарда рублей. Суммарная выручка всех компаний, включенных в рейтинг 50 крупнейших IT-компаний, составляет чуть более 655 миллиардов рублей. На долю не попавших в рейтинг компаний приходится не более 77 миллиардов рублей. Соответственно, данные рейтинга с высокой долей достоверности передают положительную динамику всего российского IT-рынка.

Согласно Gartner, мировой рынок аутсорсинга вырос за год в 2012-м на 2,1% ( в абсолютных цифрах достигнув $251,7 млрд). Forrester Research показывает еще большие цифры - $385 млрд, а его прогноз на конец 2013 года - $408 млрд. При этом от всего рынка ИТ-сервисов аутсорсинг составляет не менее трети. Иное соотношение в России, где лидирует сегмент консалтинга (около 30%), у аутсорсинга же всего 15%, его абсолютный объем – примерно $1 млрд, c перспективой выхода на $7-8 млрд.[32]. В последнее время активно развивается аутсорсинг AMS — поддержка, доработка и администрирование бизнес-приложений (ERP, CRM, BPM и др.), вышедших на уровень промышленной эксплуатации. Рынок аутсорсинга AMS существует в России недавно — около пяти лет, его размер по различным оценкам находится в диапазоне 100—300 млн. долл., темпы роста 20—22% в год (мировой рынок растет на 20—30% в год). Достаточно высокие темпы роста, сравнимые даже с мировыми, делают данный сегмент рынка ИТ-аутсорсинга одним из самых быстрорастущих (эффект “низкой базы”, пояснил докладчик). Однако потенциально, отметил представитель IBM, объем рынка достаточно велик — на уровне 2—3 млрд. долл.[33]

С аутсорсинговыми отношениями связан субконтрактинг. Субконтрактинг рассматривается как форма кооперации, которая предусматривает производство определенной продукции, или выполнение «технологических процессов в соответствии с собственными требованиями, что позволяет компании-заказчику выстроить более действенную и эффективную организационную структуру» . Субконтрактинг является одной из составляющих частей аутсорсинга, который охватывает непосредственно процесс производства продукции или предоставления услуг, в то время как аутсорсинг предусматривает не только сугубо техническую передачу функций или бизнес-процессов, но и передачу части рисков поставщику аутсорсинговых услуг. Субконтрактинг обычно охватывает производственную сферу, срок действия договора которой ограничен, в то время как аутсорсинг может охватывать многие бизнес-процессы, осуществляемые на предприятиях АПК и носит стратегический долгосрочный характер[34].

2.2 Разработка плана перехода на аутсорсинг

Стратегическое обоснование аутсорсинг-проекта является отправной точкой принятия решения об аутсорсинге. Этапы принятия решений: анализ целей, анализ конкуренции и стратегических позиций организации, формирование стратегического видения, принятие решения о возможности аутсорсинга для отдельных функций или частей бизнеса.

Различают производственные, финансовые и социальные цели. Производственные цели: качество в области производства и логистики, инновационные способности, изменение структуры производственных затрат.

Финансовые цели: повышение доходности, рентабельности продукции, предприятия, финансовая устойчивость организации, рыночная стоимость акций и др.

Социальные цели: социальная защищенность сотрудников, экологические требования к продукту, элементы социальной ответственности бизнеса для территории и др. Управление реальным сектором экономики – это обеспечение занятости, карьерного и профессионального роста в соответствии со способностями, снижения значения фактора материальной мотивации и обеспечение социальной стабильности территорий в условиях открытой рыночной экономики. Прежде всего, это защита интересов собственника.

Важно отметить, что аутсорсинг является таким же универсальным бизнес-инструментом, как управление проектами, и может применяться в любых отраслях и сферах человеческой деятельности. С другой стороны, аутсорсинг стал, по сути, новой интегрирующей дисциплиной, которая аккумулирует в себе лучшие достижения в области теории и практики организации и оптимизации бизнеса.

Согласно оценкам большинства компаний, выбор надежного поставщика является ключевым фактором успешного внедрения стратегии аутсорсинга[35].

. Согласно мировой практике[36], для минимизации рисков, связанных с выбором поставщика, необходимо четко следовать разработанной методологии.

Представим схему внедрения аутсорсинга в организации, разбив процесс на несколько этапов.





Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 2573; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10118 - | 7759 - или читать все...

Читайте также:

 

3.227.233.6 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.006 сек.