Виды экономического анализа. В основе видов экономического анализа лежит функция управления

В основе видов экономического анализа лежит функция управления. Рыночная экономика создает потребность в дифференциации анализа на: внутренний – управленческий и внешний – финансовый анализ.

Внутренний управленческий анализ – составная часть управленческого учета, рассматривающий производственно-хозяйственную деятельность предприятия.

Внешний – это финансовый анализ, составная часть финансового учета, рассматривает в основном финансовое состояние предприятия, его платежеспособность и ликвидность. Кроме того, с помощью этого анализа дается оценка кредитоспособности предприятия.

По содержанию процесса управления и характера принимаемых решений, анализ может быть: текущий, оперативный, итоговый, перспективный.

Текущий анализ проводится по текущим отчетным периодам (декада, месяц, квартал, год). Текущий анализ – это анализ результатов хозяйственной деятельности, проводится на базе бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.Он оценивает хозяйственную деятельность, выявляет внутрипроизводственные резервы и намечает мероприятия по дальнейшему повышению эффективности производства.

Этот анализ является базой для перспективного анализа. Он дает объективную оценку коммерческой, хозяйственной деятельности, комплексно выявляет резервы и намечает пути по их реализации.

В условиях рынка большое значение имеет оперативный анализ – анализ контроля за ходом выполнения текущих заданий.

Оперативный анализ быстро реагирует на все изменения в хозяйственной деятельности и в экономике страны. Важным условием проведения оперативного анализа является правильная организация первичного учета, полное и своевременное оформление первичных документов, соблюдение графика документооборота и др.

Оперативный анализ связан с внутрихозяйственным расчетом цехов, участков, бригад и носит диспетчерский характер. Этот анализ проводится непрерывно при повседневном, текущем анализе, улавливает мельчайшие факторы, влияющие на те или иные показатели и использует их в нужном направлении, а также с целью выполнения и перевыполнения бизнес – плана. Цель – оперативно выявить недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы.

Оперативный анализ способствует укреплению внутреннего коммерческого расчета.

Анализ охватывает:

1. Определение отклонений от бизнес-плана по основным количественным и качественным показателям работы предприятия.

2. Оценку степени влияния различных факторов на отклонения,

3. Выяснение выявленных недостатков.

4. Разработка мероприятий по улучшению работы предприятия.

Итоговый анализ проводится после завершения текущего, оперативного анализа и, как правило, использует критерии: прибыли, рентабельности и др. Итоговый анализ дает итоговую, обобщающую оценку работы предприятия.

Перспективный анализ проводится на основе анализов текущего, оперативного, итогового с целью определения тенденций на будущее, т.е. прогноз хозяйственной деятельности, оценка ожидаемых результатов.

Перспективный анализ связан с прогнозированием хозяйственной деятельности, научным обоснование бизнес-планов и перспективных планов и т.д.

В зависимости от поставленной цели анализ может быть полным и частичным.

Полный проводится по всей хозяйственной деятельности, когда охватываются все участки производства, и частичный, когда рассматривается определенный участок производства или раздел анализа с целью более глубокого исследования.

По аспектам исследования анализ подразделяется:

- технико-экономический;

- финансово-экономический;

- функционально-стоимостной.

Финансово-экономический анализ – дает общую характеристику финансовых показателей; он не является углубленным, и рассматривает общее изменение финансовых показателей, финансового состояния предприятия, а также финансовых результатов.

Технико-экономический анализ, рассматривает экономические показатели в связи с техникой, технологией, организацией производства. Этот анализ является углубленным, имеет выход на конечный результат – прибыль и носит отраслевой характер.

Особое место в рыночной экономике занимает функционально-стоимостной анализ (ФСА), который выявляет возможности повышения эффективности анализируемого объекта путем выбора наиболее оптимального варианта.

ФСА имеет три основные направления:

1. Информационно-подготовительный.

2. Аналитически-творческий.

3. Расчетный (на машинах) и принятие оптимального решения.

Этот анализ осуществляется только с помощью ЭВМ и компьютеров.

Данный анализ связан с маржинальным (предельным) анализом, в случае когда предприятия для достижения своих целей стремятся максимизировать свою деятельность, выражающуюся в соответствующих экономических функциях: дохода, издержек, спроса. Маржинальный анализ – метод оценки эффективности управления, на основе взаимосвязи факторной модели: объем продаж, себестоимость, прибыль.

Виды экономического анализа представлены в таблице 1

Таблица 1 - Классификация видов анализа финансово-хозяйственной деятельности

Классификация признака Виды анализа Характеристика
Отраслевой Отраслевой Обусловлен спецификой различных отраслей общественного производства, которая в силу разного характера труда имеет свои особенности и, как следствие, характерные экономические отношения
Межотраслевой Он раскрывает, наиболее общие методы, черты и особенности анализа, обобщает опыт анализа в различных отраслях экономики.
Временной Предварительный Проводится до проведения хозяйственных операций, это необходимо для обоснования управленческих решений и показателей бизнес-плана, а так же прогнозирование будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждение негативных методов
Последующий Проводится после совершения хозяйственных операций, необходим для контроля и объективной оценки результатов деятельности
Пространственный Внутрихозяйственный Изучает деятельность структурных подразделений предприятия, оценивает вклад в достижения всего коллектива
Межхозяйственный Сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий, что позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого сделать более объективную оценку эффективности деятельности
Объект управления Технико-экономический Проводят технические службы предприятия, его содержанием являются изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономический результаты деятельности предприятия
Финансово-экономический Осуществляет финансовая служба предприятия. Основное внимание уделяется финансовым результатам деятельности предприятия, и его финансовому состоянию
Управленческий Проводят все службы предприятия с целью предоставления руководителю информации, необходимой для принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики
Социально-экономический Проводят экономические службы управления с целью изучения взаимосвязи социальных и экономических процессов, их влияния друг на друга
Экономико-статистический Осуществляют статистические органы для изучения массовых общественных явлений на различных уровнях управления
Экономико-экологический Проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия для исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением окружающей среды и затратами на экологию
Маркетинговый Проводится службами маркетинга предприятия для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособность и др.
Методика исследования Сопоставимый Сравнение отчетных данных с результатами плана или нормативной документации текущего года или предшествующих лет
Диагностический Представляет собой способ установления характера нарушения хода экономических процессов на основе признаков, характерных для нарушения нормального хода процессов
Факторный Направлен на выявление влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей
Маржинальный Представляет собой метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основе взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные
Экономико-математический Позволяет выбрать оптимальный вариант решения экономической задачи, повысить эффективность производства за счет имеющихся ресурсов
Детерминированный Применяется для исследования взаимосвязи между факторными и результативными показателями
Стохастический Используется для изучения зависимости между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятия
Функционально-стоимостной Представляет собой метод выявления внутренних резервов. Назначение анализа – выявить и предупредить излишние затраты за счет различных замен деталей, узлов и др.
Субъект (пользователи) анализа Внутренний проводят непосредственно на предприятии для управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью
Внешний Проводится на основании бухгалтерской и статистической отчетности различными пользователями: банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами, аудиторами и др.
Полнота охвата изучаемых объектов Сплошной Делаются после изучения всех без исключения объектов
Выборочный Делается по результатам обследования части объектов
Содержание программы Комплексный Выступает как средство получения цельного знания о финансово-хозяйственной деятельности. Условиями достижения комплексного анализа является полный и всесторонний анализ, использования единой цели, системность, выявление и оценка резервов предприятия
Тематический Анализ отдельных показателей или групп показателей, отдельных сторон хозяйственной деятельности. Наибольший эффект от этого анализа достигается тогда, когда он проводится как основная часть комплексного анализа с учетом его целей и во взаимосвязи с другим анализом

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: