Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
Объектами анализа себестоимости продукции выступают следующие показатели:
полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат; затраты на рубль продукции; себестоимость отдельных изделий; отдельные статьи затрат.
Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения полной себестоимости продукции в целом и по основным элементам затрат Общая сумма затрат на производство продукции может измениться из-за:
объема производства продукции и ее структуры; уровня переменных затрат на единицу продукции; суммы постоянных расходов.
При изменении объема производства продукции возрастают только переменные затраты (сдельная зарплата производственных рабочих, прямые материальные затраты, услуги), постоянные затраты амортизация, арендная плата, повременная зарплата рабочих и административно-управленческого персонала) остаются неизменными (краткосрочном периоде (при условии сохранения прежней производственной мощности предприятия).
|
|
Фактически модель для анализа себестоимости имеет вид
З=∑Ni*Vi+H
З –затраты
N-количество выпускаемой продукции
V-удельные перменные затраты
H-сумма постоянных расходов
В свою очередь, себестоимость продукции зависит от уровня ресурсоемкости производства (трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости, энергоемкости) и изменения цен на потребленные ресурсы в связи с инфляцией.
В процессе анализа необходимо оценить также изменения в структуре по элементам затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, росте производительности труда. Удельный вес заработной платы сокращается и в том случае, если увеличивается доля комплектующих деталей, что свидетельствует о повышении уровня кооперации и специализации предприятия.
Затраты на рубль произведенной продукции — очень важный обобщающий показатель, характеризующий уровень себестоимости продукции в целом по предприятию. Во-первых, он универсален: может рассчитываться в любой отрасли производства и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется данный показатель отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции (Зуд) к стоимости произведенной продукции в действующих ценах.
|
|
Зуд=З/ТП=(∑Ni*Vi+H)/∑Ni*Цп
При его уровне ниже единицы производство продукции является рентабельным, при уровне выше единицы — убыточным.
В процессе анализа следует изучить также динамику затрат на рубль продукции и провести межхозяйственные сравнения по этому показателю.
Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых лет в целом и по статьям затрат.
Большой вес в себестоимости продукции занимают прямые материальные затраты, кот зависят от объема производства продукции, ее структуры и изменения удельных материальных затрат, а также прямые трудовые затраты, кот зависят от объема производства продукции, ее структуры и, удельной трудоемкости продукции и уровня оплаты труда за 1 чел*ч