Примечания. 1 К числу объектов права интеллектуальной собственности относятся произведения науки, литературы и искусства

1 К числу объектов права интеллектуальной собственности относятся произведения науки, литературы и искусства, изобретения, программное обеспечение, товарные знаки и многое другое. Столь разнородные объекты делятся на две группы - объекты авторского права и объекты патентного права. Для обозначения всей совокупности прав, относящихся к сфере интеллектуальной собственности, введен специальный термин "интеллектуальные права" (Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 4).

2 Первым полноценным законом об авторском праве принято считать Статут королевы Анны (1709 г., Англия), которым был установлен четырнадцатилетний срок охраны права копирования (копирайта) для любого опубликованного произведения. Этот срок можно было продлить один раз еще на 14 лет (при жизни автора). По истечении сроков произведение становилось общественным достоянием. Первым патентным законом считается принятый в 1474 г. Сенатом Венецианской республики указ, утвердивший право изобретателя в течение 10 лет использовать выгоды своего монопольного положения.

3 Согласно TRIPS (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, входящее в пакет документов о создании ВТО) срок защиты имущественных авторских прав должен быть не менее 50 лет после смерти автора, а для фильмов и фотографий - соответственно 50 и 25 лет с момента создания. Срок защиты имущественных прав, предоставляемых патентом на изобретение, составляет 20 лет. Патентуются объекты, которые сложно назвать изобретениями (напр., соединения, полученные из тканей человека- инсулин и адреналин, отдельные изолированные последовательности генов, их химическое строение и способ их получения, стволовые клетки). Объектами авторского права стали фотографии, карты, произведения садово-паркового искусства,

стр. 70

комиксы, компьютерные программы, сборники, базы данных и т.п. Увеличились сроки охраны имущественных прав авторов: по Бернской конвенции в ее современной версии минимальный срок составляет 50 лет после смерти автора. В Российской Федерации исключительное право на произведение сохраняется в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.

4 В последние десятилетия в связи с интеграцией государства в мировое экономическое пространство российское законодательство в сфере интеллектуальной собственности приводится в соответствие с международными нормами, и сложность этого процесса во многом определяется историей страны. В царской России соблюдение авторских прав ставилось в зависимость от соблюдения автором цензурного законодательства, кроме того, для развития же патентного права главным препятствием было отсутствие социального и экономического контекста, который стимулировал бы появление инноваций. В Советской России во многих случаях допускалось свободное использование произведений, долгое время не были законодательно урегулированы отношения по поводу использования произведений в кино, на телевидении; значительная доля произведений создавалась в порядке выполнения служебного задания без выплаты специального вознаграждения. До 1992 г. отсутствовало такое понятие, как "патент на изобретение", и по сути патентообладателем становилось государство.

5 Понятие "авторские права" охватывает все имущественные права (исключительное право -право использовать свое произведение любым законным способом, а также разрешать или запрещать его использование другим лицам) и личные неимущественные права (например, право быть указанным в качестве автора своего произведения), закрепляемые законодательством в отношении произведений.

стр. 71

 
 
Заглавие статьи Социальные роли учёного от "эскаписта" до "менеджера"
Автор(ы) Е. О. ТРУФАНОВА, А. Ф. ЯКОВЛЕВА
Источник Вопросы философии, № 3, Март 2015, C. 72-82
Рубрика
  • ФИЛОСОФИЯ И НАУКА
Место издания Москва, Российская Федерация
Объем 44.3 Kbytes
Количество слов  
   

Социальные роли учёного от "эскаписта" до "менеджера"

Автор: Е. О. ТРУФАНОВА, А. Ф. ЯКОВЛЕВА

В статье рассматривается взаимоотношение между двумя социальными ролями учёных: "эскапистом" и "менеджером". Показывается, что процесс научного творчества требует от учёного, с одной стороны, быть "эскапистом" (т.е. погружаться с полной самоотдачей в мир научного творчества, игнорируя ряд социальных обстоятельств), а с другой стороны - "менеджером" (т.е. управлять научным процессом на разном уровне - от индивидуальных грантов до выполнения высших административных функций в научных организациях). Демонстрируется, что умение учёного выступать в роли "менеджера" необходимо для обеспечения взаимопонимания между научным сообществом и обществом в целом. Делается вывод о том, что в современной ситуации необходима разработка таких форм организации науки, которые будут учитывать разные возможности выполнения учёными разных социальных ролей в спектре между "эскапистами" и "менеджерами".

The article deals with the interrelations between two social roles of the scienitsts: "escapist" and "manager". It is shown that the process of scientific creativity demands that the scientist should be "escapist" on one hand (i.e. the scientist should immerse itself completely into the world of scientific creativity, ignoring the social environment) and "manager" on the other hand (i.e. the scientist should manage the scientific process on different levels - from individual grants to the high-level administrative functions in scientific organizations). It is demonstrated that the ability of the scientist to act as a "manager" is necessary to provide the mutual understanding between the scientific society and society on the whole. The article concludes that it is necessary in the present situation to develop such forms of science organization that will take into account different possibilities to perform different social roles by the scientists in the spectrum between "escapists" and "managers".

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: научное сообщество, интеллектуальный труд, эскапизм, управление, менеджер, социальная роль учёного, научный проект, администратор, образ учёного, научное творчество.

KEY WORDS: scientific society, intellectual labour, escapism, management, manager, social role of the scientist, scientific project, administrator, image of the scientist, scientific creativity.

Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта РГНФ N 12 - 33 - 01098 "Научное творчество как объект междисциплинарного анализа" под рук. акад. В. А. Лекторского (2012 - 2014). Supported by Russian Foundation for Humanities, Project N 12 - 33 - 01098 "Scientific Creativity as an Object of Interdisciplinary Research"

стр. 72

Занятие наукой представляет собой особый вид деятельности, обладающий уникальной спецификой. Это деятельность, направленная на познание мира, которая требует полного погружения в предмет исследований (в противном случае она не может стать продуктивной). Долгое время она рассматривалась лишь как проявление высшей человеческой способности - разума и понималась как ценная сама по себе. Однако в условиях техногенного общества наука функционирует уже как особый социальный институт, который обязан учитывать общественные интересы, а не следовать путями чистого познания мира. Все большую роль начинает играть прикладной аспект, противопоставляются фундаментальные и прикладные науки, обсуждается проблема технонаук. Опуская их специфику, мы будем исходить здесь из предположения, что учёный как представитель интеллектуального труда реализует свою социальную роль (а точнее - роли) схожим образом в разных типах наук.

В современной ситуации учёный должен сочетать две социальных роли. Для осуществления научного поиска он должен быть своего рода "эскапистом", "бежать от мира" ради исследования. Однако он должен не только создавать отчет о проделанной научной работе, но и составлять четкие планы исследований, а также обосновывать принципиальную полезность своей работы, т.е. должен стать "менеджером" своих проектов. Эти две роли могут сочетаться различным образом. Речь в данном случае идет не о социальных ролях в строго социологическом смысле этого понятия, а о степенях вовлеченности учёного в социально-политические процессы, осознания требований общества к его труду и результатам этого труда, а также к методам проведения научных исследований и их результатам. Мы исходим из предположения, что между учёным и другими членами общества существует определенный "разрыв понимания", связанный со спецификой научно-творческой деятельности. Учёный нуждается в обществе в той же степени, в какой общество нуждается в его труде. В поиске взаимопонимания вырабатываются разные способы преодоления существующего "разрыва". В качестве двух крайних полюсов мы предлагаем рассматривать учёного-"эскаписта" и учёного-"менеджера". Один из главных вопросов, который мы хотим поставить в связи с этой темой, заключается в следующем: как совместить свободу творчества учёного и социально-политический запрос на науку?

Однако прежде чем пытаться ответить на этот вопрос, следует подробнее рассмотреть, что мы понимаем под эскапизмом учёного и выполнением им функций менеджера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow