Сертификация систем качества - действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная система качества соответствует требованиям ИСО 9001.
При проверке системы качества определяются, во-первых, насколько деятельность по обеспечению качества и результаты этой деятельности согласуются с запланированными мероприятиями, и, во-вторых, эффективность системы качества. Проверке подвергаются все элементы системы качества: организационные структуры; административные (управленческие), рабочие процедуры и процедуры системы качества; персонал, оборудование и материальные ресурсы; рабочие участки, операции, процессы; выпускаемая продукция (с целью определения степени соответствия стандартам и техническим требованиям); документация, отчеты, ведение учета.
ССМК осуществляется в рамках как обязательной сертификации, так и добровольной.
Главный объект ССМК - деятельность по управлению и обеспечению качества. Эту деятельность проверяют и оценивают поэлементно на соответствие требованиям ИСО 9001.
ССК включает этап организации работ (предсертификационный этап) и три этапа сертификации.
На этапе организации заявитель направляет заявку в орган по сертификации.
ОС передает заявителю следующие документы:
-комплекс исходных форм документов для предварительной оценки СК;
-перечень документов, представляемых на ССМК;
В частности, в состав исходных данных для предварительной оценки СК входят сведения о предприятии, используемой технической документации, показателях качества изготовления продукцию
Далее сертификация может проходить по следующим этапам:
I — предварительная оценка СК;
II — проверка и оценка СК в организации;
III — инспекционный контроль за сертифицированной СК.
На I этапе комиссия проводит анализ представленных документов для предварительной оценки готовности заявителя к ССМК. Этап завершается подготовкой письменного заключения о возможности проведения II этапа ССК.
Несоответствия, выявленные в ходе проверки, подразделяются на значительные несоответствия и малозначительные несоответствия (например, незначительное упущение при реализации отдельных требований стандарта).
Несоответствия могут быть сняты главным экспертом в двух случаях: проверяемая организация представляет дополнительные доказательства того, что обнаруженные экспертом несоответствия не являются обоснованными; обнаруженное несоответствие устраняется в ходе проверки.
СК признают соответствующей стандарту при отсутствии значительных несоответствий или при наличии 10 или менее малозначительных несоответствий. СК признают не соответствующей стандарту при наличии одного значительного несоответствия или более 10 малозначительных несоответствий.
Результатом проверки и оценки СК может быть один из трех вариантов:
- система полностью соответствует стандарту;
- система в целом соответствует стандарту, но обнаружены I отдельные малозначительные несоответствия по элементам системы;
- система содержит значительные несоответствия.
Решение о рекомендации СК к сертификации (отказе в ССМК) принимает главный эксперт на основе акта о результатах проверки и оценки СМК. При положительных результатах ОС оформляет проект сертификата соответствия СМК и проект разрешения (лицензии) на применение знака соответствия. Одновременно ОС и организация заключают договор на проведение инспекционного контроля.
Инспекционный контроль (этап III) устанавливают на весь период действия сертификата и осуществляют не менее одного раза в год. При проведений контроля эксперты обязательно проверяют наличие корректирующих мероприятий и их результаты по данным предыдущих проверок на основе замечаний о несоответствиях.
Сертификат и знак соответствия на СМК имеют отличия от сертификата и знака соответствия на продукцию. Знак соответствия СМК (см. рис. 4.1, в) состоит из единого знака системы, свидетельствующего об аккредитации ОС, и знака ОС. Знак соответствия размещается на сертификате на СМК. Не допускается нанесение знака соответствия на продукцию.