Стандарты ИСО серии 9000 направлены на применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.
Чтобы обеспечить работу организации, необходимо определить ряд взаимосвязанных процессов и осуществлять управление ими. Элементы на выходе одного процесса часто являются элементами на входе следующего процесса. Систематическая идентификация таких процессов, понимание их последовательности и взаимодействия, а также управление ими часто называют «процессным походом к менеджменту» (рис. 4.6).
Рис. 4.6. Идентификация взаимодействующих процессов и управление ими
Ко всем процессам может применяться цикл «Plan-Do-Check-Act» (рис. 4.7.)
ПЛАНИРОВАТЬ
Рис. 4.7. Цикл PDCA
ИСПРАВЛЯТЬ
ДЕЙСТВОВАТЬ
ПРОВЕРЯТЬ
Цикл PDCA можно кратко описать, как:
· Планирование (Plan) – разработайте цели и процессы, необходимые для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации;
· Осуществление (Do) – внедрите процессы;
· Проверка (Check) – постоянно контролируйте и измеряйте процессы и продукцию в сравнении с политикой, целями и требованиями на продукцию и сообщайте о результатах;
· Действие (Act) – предпринимайте действия по постоянному улучшению показателей процессов.
Модель системы менеджмента качества (рис.4.8) основана на процессном подходе и иллюстрирует связи между процессами. Эта модель показывает, что потребители играют существенную роль при определении входных данных. Мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации о восприятии потребителями выполнения их требований. Эта модель охватывает все основные требования стандартов серии ИСО 9000, не детализируя их.
Рис.4.8. Модель Системы Менеджмента качества (QMS)