В России сертификация введена в 1992г., в этот период российский рынок стали заполнять в огромном количестве импортные товары, многие из которых были недоброкачественными, а часто и опасными. Оперативно сформированная Госстандартом России система сертификации позволила ограничить поступление опасных товаров в страну. Эффект сертификации, определяется предотвращением затрат общества на лечение, реабилитацию пострадавших и восстановление объектов
Вместе с тем за время существования системы сертификации выявился ряд недостатков и проблем. Особенно много проблем возникает в связи с интеграцией экономики страны в мировую хозяйственную систему, в частности с подготовкой к вступлению в ВТО.
В ближайшей перспективе сертификация будет развиваться по следующим направлениям:
1. Гармонизация отечественных правил с международными и региональными правилами. Необходимость гармонизации правил вызвана широким развитием торгового сотрудничества, планами вступления в ВТО, введением в ЕС обязательного подтверждения соответствия продукции как необходимого условия для допуска товаров на европейский рынок.
|
|
В работе по гармонизации необходимо иметь в виду совершенствование законодательного и нормативно-методического обеспечения.
2. Совершенствование методов сертификации, в частности совершенствование схем сертификации. Будет продолжено сближение схем российской сертификации с европейской. Уже сделан первый шаг - введены схемы, предусматривающие применение декларации о соответствии, которая как способ доказательства «пронизывает» европейскую систему. Повышение разнообразия схем позволит заявителю выбирать наиболее приемлемую из них как с точки зрения затрат, так и с учетом степени опасности продукции, объемов и характера ее производства, обращения и применения.
3. Обеспечение обратной связи в деятельности по сертификации. До сих пор не налажена система сбора информации об эффективности сертификации. Такая информация, в частности, должна обеспечивать получение сведений о потенциально опасной продукции со статистическими данными о несчастных случаях, связанных с ее применением.
4. Совершенствование инфраструктуры сертификации. Оно будет осуществляться за счет более равномерного распределения ОС и ИЛ по территории России (сейчас они сконцентрированы больше в европейской части страны), расширения сети аккредитованных ИЛ.
5. Приближение сертификации импортируемой продукции к местонахождению изготовителей и поставщиков. Это позволит разгрузить таможенные органы от работ по организации сертификации и снизить число нарушений правил сертификации, возникающих при большом скоплении импортируемой продукции на таможне.
Речь идет о переходе от партионной к предконтрактной сертификации у зарубежного изготовителя.
6. Расширение участия России в международных системах сертификации и международная аккредитация отечественных ИЛ и сертификационных центров. Это будет способствовать признанию отечественных сертификатов за рубежом и расширит международную торговлю.
7. Расширение практики сертификации систем качества.