Рынок труда - это, прежде всего, система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, то есть с его куплей-продажей; это также экономическое пространство - сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара - труда; наконец, - это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.
Существуют различные точки зрения относительно того, что продается и покупается на рынке труда: "рабочая сила" или "труд". марксистской теории - рабочая сила. Совр эко. теория - труд. Сторонники третьей точки зрения считают рынок труда ресурсным рынком. Цена труда на рынке труда выступает в форме ставки - заработной платы. Рынок труда имеет ряд важных особенностей, накладывающих отпечаток на его функционирование: Неотделимость; продолжительность контакта; неденежных аспектов сделки. индивидуализации сделок.
Главными составными частями рынка труда являются совокупное предложение и совокупный спрос. Текущий рынок труда образуется за счет естественного и механического движения рабочей силы и рабочих мест (ввод новых и выбытие старых). Он дифференцируется на: открытый рынок труда; скрытый.
элементы рынка труда: субъекты рынка труда; правовые акты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда; конъюнктура рынка; службы занятости населения; инфраструктура рынка труда; система социальной защиты; альтернативные временные формы обеспечения занятости. Конкуренция. функции рынка труда: организация встречи работодателей и наемных работников; обеспечение конкуренции; установление равновесных ставок заработной платы; решение вопросов занятости населения; осуществление социальной поддержки безработных.
Японская модель. "пожизненного найма", заработки работников и размеры социальных выплат им прямо зависят от числа проработанных лет. Работники последовательно проходят повышение квалификации. Такая политика способствует воспитанию у работников фирмы творческого отношения к выполнению своих обязанностей, повышению их ответственности за качество работы, формирует заботу о престиже фирмы и внутрифирменный "патриотизм". Американская модель (модель США). Здесь для рынка труда характерна децентрализация законодательства о занятости и помощи безработным, которое принимается каждым штатом отдельно. На предприятиях действует жесткое отношение к работникам, Работники ставятся в известность о предстоящем увольнении не заблаговременно, а накануне самого увольнения. Коллективными договорами охвачена только четверть всех работников. Мало внимания уделяется внутрифирменной подготовке персонала, за исключением подготовки специфических для фирмы работников. Продвижение по службе идет не по линии повышения квалификации, а при переводе работника на другую работу. Подобная политика фирм ведет к высокой географической и профессиональной мобильности работников и к более высокому, чем в Японии и Швеции, уровню безработицы.
Шведская модель. Характеризуется активной политикой государства в области занятости, в результате чего уровень безработицы в этой стране минимальный. Достижение полной занятости осуществляется следующими мерами: проведением ограничительной фискальной политики; "политики солидарности" в заработной плате; поддержка слабоконкурентных работников; поддержкой занятости в секторах экономики, которые имеют низкие результаты деятельности, но обеспечивают решение социальных задач.
Предложение рабочей силы - это потребность различных групп трудоспособного населения в получении работы по найму и на этой основе - источника средств существования.
Спрос на рабочую силу отражает потребность экономики в определенном количестве работников на каждый данный момент времени.

Когда заработная плата равна W е, работодатели могут заполнить все рабочие места, имеющиеся у них, а все работники, желающие получить работу, найдут ее. Эффект замены возникает, когда при высокой заработной плате свободное время рассматривается как потенциальный избыток. Часы досуга все более дороги, и работник предпочитает вместо досуга работать. Это ведет к росту предложения труда (рис. 5).
W/P - уровень заработной платы, при котором
начинает действовать эффект дохода; L- соответствующий W/P уровень предложения
труда; SS¢ - кривая предложения труда; M – точка критического перехода от роста предложения труда к уменьшению предложения труда.
Эффект дохода возникает тогда, когда высокая заработная плата рассматривается как источник возможности увеличить свой досуг, свободное время. Рост же свободного времени уменьшает предложение труда.






