Разработка производственной программы

Производственная программа предприятия – это комплексный план производства и реализации продукции, характеризующий объем, номенклатуру, качество и сроки выпуска требуемых рынком товаров и услуг.

В рыночных условиях основу плана производства на различных предприятиях составляют заключенные договоры с потребителями, имеющийся портфель заказов и существующая потребность в товарах, а так же действующие законы спроса и предложения на продукцию, работы и услуги.

В условиях рыночной неопределенности могут применяться различные методы составления производственной программы:

- уровневое прогнозирование

- последовательное принятие плановых решений

- создание ситуационных планов

- линейное программирование

- диверсификация продуктов и рынков и т.д.

Уровневое прогнозирование представляет собой процесс предвидения ожидаемого объема продаж и прибыли по 3-ом точкам: максимальный, вероятный, минимальный.

Ситуационное планирование считается довольно новым методом широко распространенным на американских и японских фирмах и компаниях.

Процесс ситуационного планирования выполняется в следующем порядке:

1. устанавливаются ключевые факторы среды, влияющие на планированные результаты деятельности предприятия.

2. составляется нормативный план, исходящий из наиболее вероятного допущения комплексного воздействия системы, производственных факторов на планируемый результат.

3. отбирается для каждого продукта несколько определяющих или основных допущений отличных от наиболее вероятной ситуации и составляется автономный план, к-ый не входит в комплексный, в качестве допущений могут быть приняты не только наихудшие варианты но и должны быть предусмотрены различные случайности.

4.определяется ситуация перехода к данному плану в процессе текущей производственной дея-ти, уточняется точка или момент переключения с нормального плана действий на ситуационный, предусмотренный при возникновении непредвиденных обстоятельств.

Разработка производственной программы осуществляется на большинстве промышленных предприятий в 3 этапа:

1. составление годового производственного плана для всего предприятия.

2. определение или уточнение на основе годового плана приоритетных целей на плановый период.

3. распределение годового плана производства по отдельным структурным подразделением предприятия или исполнителя.

В зависимости от формы собственности и уровня управления, размеров и структуры предприятия, места возникновения и выполнения плановой стратегии и др., могут применяться три основные схемы планирования производственной программы:

· «снизу вверх», или децентрализовано,

· «сверху вниз», или централизованно,

· во взаимодействии, или интерактивно.

Планирование снизу вверх означает, что производственный план составляем на нижнем уровне управления, в подразделениях и цехах предприятия.

При планировании сверху вниз планы разрабатываются на уровне корпорации в целом и служат для хозяйственных подразделений основой оперативного планирования.

Интерактивное планирование предусматривает тесное взаимодействие между высшим руководством предприятия, плановым отделом и всеми оперативными подразделениями и функциональными службами.

При разработке производственных программ на машиностроительных предприятиях должны быть обоснованы объемы и сроки выпуска по стадиям и циклам производства. С этой целью производственные планы отдельных подразделений составляются так называемым цепным методом в порядке, обратном ходу технологических процессов. Исходными плановыми данными для сборочных цехов служат принятые планы продажи продукции предприятия, для механообрабатывающих — планы сборочных, для заготовительных цехов — планы обрабатывающих и т.д. Кроме того, годовая производственная программа основных цехов используется для разработки планов заданий вспомогательным и обслуживающим хозяйственным подразделениям и службам (инструментальным, ремонтным, энергетическим, транспортным, складским цехам), а также маркетинговому, конструкторскому, технологическому, производственному, плановому, финансовому и другим отделам.

ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - это одна из форм хозяйственной деятель­ности, связанная с международным производством, научно-технической кооперацией и выхо­дом на внешний рынок. В практике выделяются три основных стимула развития ВЭД предпри­ятий: расширение сбыта, приобретение ресурсов, диверсификация источников снабжения и сбыта. Необходимость планирования ВЭД определяется существенными переменами в струк­туре мирового рынка и попытками предприятий, осуществляющих международную деятель­ность методом проб и ошибок, выработать адекватные меры, гарантирующие их от чрезмерных потерь в результате неверных действий или ошибочных представлений о перспективах макро­экономических процессов.

Планирование эффективной ВЭД предприятия основывается на тщательном учете мно­гочисленных факторов внешней и внутренней среды.

Весь процесс планирования ВЭД предприятия включает:

1. Выбор долгосрочных целей (рост сбыта, снижение риска и издержек и т.д.). 2. Оценка собственных возможностей (финансовых, производственных, ресурсных, сбыто­вых, научно-технических и др.). 3. Изучение рынка (характер конкуренции, емкость, динамика, регулирование цен, рекла­ма, налогообложение и др.). 4. Выбор альтернатив (стратегий) (определение методов достижения целей, выработка то­варной, сбытовой, ценовой, научно-технической и иных стратегий). 5. Разработка тактики (выбор средств достижения целей на отдельных этапах внешнеэко­номической деятельности). 6. Формирование спроса и стимулирование сбыта (система введения на рынок новых това­ров). 7. Анализ и контроль (оценка полученных результатов, учет отклонений от целей, коррек­тировка действий, план действий в непредвиденных условиях).

ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Планирование технического развития предприятия включает планирование повышения его технического уровня и улучшения организации производства, научной организации труда, капитального ремонта основных фондов, производства новых видов продукции и проведения научно-исследовательских работ.

Показателями технического уровня производству являются специализация производства, трудоемкость продукции, производительность труда, себестоимость продукции, рентабельность производства и уровень механизации, автоматизации производства.

Экономически эффективным счита­ется применение машин, повышающих производительность труда, экономящих материальные ресурсы и, в конечном счете, увеличивающих рентабельность и конкурентоспособность произ­водимой с их помощью продукции, а также улучшающих условия труда: Основное показатели: — срок, в течение которого новая техника и технологии могут быть внедрены;— объем финансовых ресурсов, необходимый для приобретения новой техники и технологии;— рост производительности труда;— увеличение объема выпускаемой продукции; — повышение рентабельности производства и снижение себестоимости производимой продук­ции;

План повышения технического уровня предприятия включает разработку и внедрение следующих мероприятий:— замену действующих средств труда более совершенными;— модификацию действующих средств труда;

— внедрение новых технологий;— применение новых материалов;

— улучшение условий и организации труда работников.

Организационный уровень производства — это система организации управления произ­водства, позволяющая наиболее эффективно использовать ресурсы предприятия для достиже­ния основных его целей. При составлении плана улучшения организации производства анали­зируют состояние на предприятии средств производства, организацию труда и производства. При планировании ис­пользуется стандартная методика оценки экономической эффективности каждого мероприятия.

ПЛАНИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

Себестоимость продукции выражает в денежной форме индивидуальные издержки предприятия на производство иреализацию единицы или объема продукции в действующих экономических условиях. В себестоимости возмещаются затраты производственных ресурсов, израсходованных на изготовление продукции в конкретных условиях того или иного предпри­ятия, в текущих рыночных ценах. На отечественных предприятиях принято различать произ­водственную, отраслевую, коммерческую, цеховую и технологическую себестоимость изделия, а также готовой продукции и другие ее виды. Все они отличаются друг от друга не только со­ставом затрат, но и методами планирования как отдельных издержек, так и общей себестоимо­сти.

Расчет издержек на производство отдельных видов работ и всей выпускаемой продукции называется калькулированием или калькуляцией себестоимости. В планиро­вании применяются следующие методы:

1) нормативный — на основе действующих в данныйпериод времени прогрессивных норма­тивов и норм расхода экономических ресурсов на единицу продукции и других рыночных пока­зателей;

2) плановый — на основании разработанных на определенный период (год, квартал, месяц) плановых показателей прямых затрат и комплексных смет расходов;

3) отчетный — на основе фактических (бухгалтерских) затрат на производство продукции в отчетный период.

4) пофакторный – суть закл-ся в опр-и влияния технико-эконом. факторов на затраты пр-ва и реал-и прод-и в планируемом году. При планир-и себ-ти этот метод применятеся с целью:

а) обеспечения сопоставимости показателей плана с аналогичными пок-ми др. периодов;

б) осущ-я укрупненного расчета осн. технико-эконом. пок-й произв. –хоз. деят-ти на стадии подготовки и сравнения вар-в предложений по объемам пр-ва;

в) наиболее полного учета эфф-ти внедрения мероприятий по плану повышения эфф-ти пр-ва и т.д.

5) сметный предполагает обоснование каждой статьи себ-ти с пом. спец. сметы затрат. смета может сост-ся как на отдел. комплексные статьи расходов, так и в целом на объем валовой, товарной и РП. При планир-и себ-ти в качестве отдел. смет могут исп-ся отдельные разделы плана.

Нормативный метод. Плановая калькуляция себ-ти ед-цы прод-и составленная на основе нормативного метода, содержит след. типовые статьи затрат: 1) сырье и мат-лы; 2) возвратные отходы (вычитаются); 3) покупные комплектующие изделия, полуф-ты и услуги кооперирования пред-й; 4) топливо и энергия на технолог. цели; 5) итого мат. затрат; 6) осн. з/п производственных рабочих; 7) дополнит. з/п производ. рабочих; 8) отчисления на соц. страх.; 9) расходы на подготовку и освоение пр-ва новых изделий; 10) изготовление инструмента и приспособлений целевого назначения; 11) расходы на содержание и эксп-ю оборуд-я; 12) цеховые расходы; 13) потери от брака; 14) прочие произв. расходы; 15) цеховая себ-ть; 16) общехоз. расходы; 17) итого произв. себ-ть; 18) непроизв. расходы (коммерческие); 19) итого полная себ-ть.

71. Нормы и нормативы, применяемые в плановой работе предприятия.

В отеч. энциклопедическом словаре, термин «норма», в переводе с латинского, означает руководящее начало, правило, образец, признанный обязательным порядок, установленную меру, среднюю величину чего-нибудь. А «норматив» — это расчетная величина затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов, применяемых в нормировании труда, планировании производства и хозяйственной деятельности предприятий.

В научной и экономической литературе: Норма – это абсолютное значение максимально допустимого расхода произв. ресурсов на изготовление единицы продукции. Нормативы – это относительные показатели использования норм.

Нормы в отличие от нормативов имеют конкретное отраслевое внутрихоз. или внутрипроизв. назначение; разраб-ся обычно на краткосрочный заранее установленный период их применения.

По своему значению нормы и нормативы могут быть: абсолютными, относительными, общими, частными, плановыми, фактическими, перспективными, текущими, макро-эконом, микро-эконом, количественными, качественными.

Оба этих класса можно объединить в группы по следующим признакам:

1) по видам ресурсов: нормативы и нормы, регулирующие величину затрат средств производства, -//- предметов труда, -//- рабочей силы на изготовление единицы продукции, выполнение работы или оказание услуги, нормативы как коэф-ты исполь-ния разл. производ. ресурсов на предпр-ях, 2)по стадиям производ норматив делят на текущих, страховых, технологич, транспортных и производ запасов материалов. 3) по выполняемым функциям нормативы относят к плановым, эконом, технич, организ, социальн, трудов, экологич, управлен, правовым и др. 4) по времени действия нормативы бывают перспектив, годовые и текущие, условно постоянные и временные. 5) по сфере распространения нормативы: межотраслевые, отраслевые, внутрипроизвод, международные, республиканские, федеральные, региональные, муниципальные, местные. 6) по методам установления различают нормативы научно обоснован, расчетно-аналитич, эксперементальные, аналитически-исследов, отчетно- статистич. 7) по степени выражения своих значений различ табличные, графические, аналитич нормативы 8) по спени детализации: индивидуальные, групповые, дифференциров, укрупненные, частные, общие, специфические и свободные.

Основные методы разработки норм и нормативов по степени убывания их точности и обоснованности: 1) Метод научного обоснования. 2) Аналитически-расченый метод основан на расчленен выполняем работ и расход ресурсов на состав элементы, анализе условий и состава работ и ресурсов, проектиров рацион вариантов использован предметов труда, средств производ и рабочей силы и расчете потредностей соответ ресурсов для конкрет условий предприят. 3) Аналитич-исследоват метод примен для обоснован необход норм в условиях действ производ на основе проведен наблудений и экспериментов. 4) Экспериментальный опытный метод разработка норм заключ в оределен затрат труда, сырья, материалов на основе данных замера полезног их расхода, потерь и отходов определен в лаборатор или производ условиях. 5) Отчетно-статист метод заключ в том, что нормы затрат производ ресурсов устанав на основе отчетных или статистич данных за прошедший период.

72. Планирование численности персонала. Всех работников принято подразделять на 2 группы: 1) промышленно производственный персонал (ППП) 2) непромышленный персонал. Структура персонала предприятия характериз соотношением между отдельными категориями работников. В соответ с принят классифик работников возникает необходимость планир потребности персонала по группам и профессиям.

Планирование включает определение количества и структуры работников, расчет текущей и дополнительной потребности персонала анализ использования кадров, оценку баланса рабочего времени. При планирован потребности персонала используются прогрессивные трудовые нормативы, а также балансы рабочего времени и фонды времени эффективной работы. Текущая потребность предприятия в основных рабочих определяем по нормам трудоемкости продукции в общем виде годов потребности рабочих тех или иных профессии, можно рассчитать как отношение годовой трудоемкости производствен программы к эффектив фонду времени одного рабочего.

При планир потред персонала принято различать календарный, эффективный и номинальный фонд времени.

В процессе планирования потребности в производ рабочих определяется явочный и списочный состав. Среднесписочное число рабочих предприятия – это среднее арифметическое.

Количествено соотношение между явочным и списочным составом работников можно представить как отношение эффективного фонда рабочего времени к номинальному.

При планировании потребности ППП определяется только их списочный состав.

Планирование численности различных категорий персонала осуществляется с помощью экономико математической зависимости.

Дополнительная потребность в работниках различных категорий складывается из прироста требуемой численности в связи с расширением объемов производства, а также из возмещений выбытия или убыли работников под влиянием различных факторов. Рдопплан- Рфак

Планирование производственной мощности предприятия

ПМ - максимально возможный годовой объем выпуска продукции работ и услуг в запланированной номенклатуре при полном использовании всех имеющихся экономических ресурсов на основе применения прогрессивной технологии, передовых форм и методов организации труда и производства.

Производственная мощность может быть выражена в единицах продукции, массы товаров, линейных величинах, рублях, человеко-часах и других показателях.

Виды ПМ:

- Теоретическая ПМ - объем хозяйственных операций, который может быть достигнут в идеальных условиях работы с минимально возможными отрицательными результатами. Это максимально возможный выход продукции (паспортная ПМ предприятия).

- Практическая ПМ - определяет наивысший уровень пр-ва, к-й достигается при сохранении приемлемой степени эфф-ти с учетом допустимых или неизбежных потерь рабочего времени, связанных с ремонтом оборудования и режимом работы предприятия.

- Нормальная ПМ – хар-ет ср. уровень хоз. деят-ти, достаточный для удовлетворения спроса на производимые предприятием товары и услуги в течение ряда лет с учетом сезонных и циклических колебаний спроса, тенденций его роста или сокращения.

- Плановая ПМ - соответствует годовой нормальной ПМ предприятия.

Сущ-т также др. виды производственных мощностей, например, проектная.

Следует отличать экстенсивное исп-е ПМ от интенсивного.

Экстенсивным исп-ем обор-я считается увеличение времени действия оборуд-я на протяжении смены, дня, недели, года за счет уменьшения простоев, увеличения сменности, повышения уд веса действующего оборуд-я. Интенсивным считается увеличение выпуска прод-и с действующего оборуд-я в ед. времени. В широком понимании использование производственных мощностей представляет собой потребление организованной совокупности средств труда в процессе производства.

Интенсивное использование производственных мощностей предприятий и их подразделений – это уплотнение процесса потребления организованной совокупности средств труда.

Производ мощность устанав на начало паланир периода (входная) и на конец этого срока (выходная). Входная определяется с учетом имеущихся на начало года производ фондов, рабочей силы и других ресурсов. Выходная на конец года с последуюшей корректировкой при соответ изменениях.

В планов расчет примен показат среднегод мощности:

Мср= Мвх + (Мвв *Тп)/12- (Мвыб *Тп)/12

Мвх-мощность входная; Мвв- мощность вводимая;Тп-период времени ввода и выбытия мощности; Мвыб- мощность выбывающая;

В общем виде годов производ мощность определ

Мп= Фэф /Тшт

Фэф- эффектив годового фонда времени (мин), Тшт – трудоемкость единицы продукции.

На предприятии машиностроен производ мощность устанав по ведущим цехам в которых сосредоточ наибольшее действующее оборудование. В этом случае годов производ мощность обычно определ по каждой группе технолог взаимосвяз оборудования и определ по формуле: Мо= (Соб*Фэф) /Тшт

Соб-количество едениц оборудования данной группы; Фэф- эффектив фонд времени одного станка в год.

Завершается процесс планирования производ мощности определен коэффиц ее использован как отношен годового объема выпуска продукции к среднегод мощности.

Км= NГ /Мср

74. Финансовое планирование. Сущность бюджетирования

С т.з. эк. пр-я ФП – процесс опр-я возможных объемов фин. рес-ов, кап-ла и резервов на основе прогноз-я величины фин. показ-ей. ФП заключ. в разраб. фин. плана, к-ый сост. из 2-х разделов: доходы и поступление ср-в, расходы и отчисление ср-в.

Оперативное ФП включает составление платежного календаря, кассового плана и расчет в потребности краткосрочного кредита. Разработка платежного календаря заключ. в опр-и конкр. послед-ти сроков осущ-я всех расчетов. Кассовый план – план оборота нал. денег пр-я, к-ый необходим для контроля за их поступлением и расходованием.

Важнейшим эл-ом, предшествующем ФП явл. фин. прогноз-е. ФП базируется на прогноз-и и конкретизирует намеченные прогнозы. Фин прогноз-е явл. также этапом фин. план-я и предполагает составление 3-х вариантов фин. прогнозов: благоприятный (оптимистический), неблагоприятный (пессимистический) и нейтральный (ср. взвешенный).

Стратегические планы – планы ген. развития бизнеса и долгоср. стр-ры орг-и.

В фин. аспекте стратегич. планы опр-ют важнейшие фин. показ-ли и пропорции воспр-ва, хар-ют инвестиц. стратегии возможности реинвестир-я накопления. Такие планы опр-ют объем и стр-ру фин. рес-ов, необход. для сохранения пр-я как бизнес-единицы.

Тек план разраб. на основе стратегического путем их детализации. Они хар-ют эф-ть каждого из возможных источников фин-я, содержат расчет цены кап-ла и его составляющих (акционерный кап-л, кредиты, займы и т.д.), а также фин. оценку осн направлений деят-ти пр-я и получения дохода.

Оперативный планы – краткоср. тактич. планы, непосредственно связанные с достижением цели фирмы. Они составной частью входят в годовой или квартальный общий бюджет пр-я.

Рассмотрим несколько концепций ФП с т.з. рын. отнош-й, системного, процессного и ситуационного подхода.

Рын. концепция фин. план-я сост. в том, что все фин. показ-ли пр-я связаны с конъюнктурой рынка и ориентированы на прогнозные объемы продаж, а не на пр-во прод-и.

Системный подход к ФП заключ. в исп-и 3-х его осн. с-м: прогноз-е фин. деят-ти, тек. план-е фин. деят-ти и оперативное план-е фин. деят-ти. С-ма прогноз-я фин. д-ти базируется на опред. фин. идеологии, явл-ся основой для разработки фин. стратегии пр-я.

С-ма тек. план-я фин. д-ти базируется на разработанной фин. стратегии и фин. политики по отд. аспектам фин. д-ти. Это план-е состоит в разработки конкр. видов тек. фин. планов, к-ые позволяют опр-ть на предстоящий период все источники фин-я развития пр-я, сформировать стр-ру его доходов и затрат, обеспечить пост. платежесп-ть пр-я, предопределить стр-ру его активов и кап-ла на конец планир-го периода.

С-ма операт. план-я фин. д-ти заключ. в разработки комплекса краткосрочных плановых заданий по фин. обеспеч-ю осн. направлений хоз. д-ти пр-я. Гл. формой такого планового задания явл-ся плановый бюджет, представляющий собой операт. фин. план краткосрочного периода (до 1 года), отражающий расходы и поступления фин. ср-в в процессе осущ-я конкр. видов хоз деят-ти.

Процессный подход к ФП означает опр-е план-я как процесса, в к-ом деят-ть по достижению целей орг-ей рассматривается не как единовр действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных ф-й план-я. ФП в этой связи представляет с-му орг-но-управленческих ф-й, каждая из к-ых непосредственно относится к плановой деят-ти пр-я: анализ фин ситуации проблем; прогноз-е буд фин условий; формир-е фин идеологии, стратегии политики; постановка фин з-ч; принятие р-й по выбору opt варианта фин плана; корректировка, увязка и конкретизация фин плана; орг-я выполнения фин плана; анализ и контроль выполнения фин плана.

Комплексный подход к ФП заключается в opt сочетании разл подходов. Комплексный подход к ФП позволяет достичь выс. степени фин управляемости пр-я, необход. в условиях рыночной конкуренции. Методы ФП процесс поиска, обоснования и выбора необх. план. показ-ей и рез-ов.

Различают следующие методы ФП: Нормативный. Расчетно-аналитический. БалансовыйМетод оптимизации плановых р-йЭкономико-математическое моделирование.

Бюджетирование (Б.) – процесс составления бюджетов пр-я; это план-е, учет и контроль движ-я ден ср-в и анализ фин результатов конкр направлений деят-ти.

Цель Б. – опр-е суммы и стр-ры расходов пр-я и его отд подразделений на конкр цели и фин обеспеч-е их покрытия.

Процесс Б. на пр-и объединяет работу по составлению оперативного и фин. бюджета, упр-ю и контролю за выполнением бюджетных показ-ей. Процесс бюджетирования должен носить непрерывный и скользящий характер.

Объектом Б. выступ. бюджет. Бюджет– колич. представление плана действия в стоим-ом выраж-и. Весь процесс Б. можно разбить на следующие этапы: составление бюджетов различных уровней; согласование и утверждение бюджетов; формир-е фактич показ-ей бюджета; анализ исполнения бюджета, проведение корректировок.

75. Пакеты прикладных программ, используемых в бизнес-планировании

В настоящее время существует широкий спектр специализированных программных продуктов для бизнес-планирования. В России получили рас­пространение несколько имитационных систем, используемых для создания и оценки инвестиционных проектов. В их числе пакеты прикладных программ COMFAR и PROPSPIN, созданные при UNIDO - Организации Объединенных Наций по промышленному развитию, а также отечественные пакеты «Альт-Инвест» фирмы «Альт» (Санкт-Петербург), «Project Expert» фирмы «Про-Инвест Консалтинг» и программные комплексы «ИНЭК-Аналитик» и «ИНЭК-Инвестор» фирмы «Инэк».

COMFAR является лицензионным пакетом, что значительно повышает авторитет выполненных с его помощью расчетов, однако повышает стоимость программного продукта, вследствие чего он не нашел в России официального признания, но неофициально распространен. Это - «закрытый» пакет, что яв­ляется как достоинством, так и недостатком, в зависимости от целей, стоящих перед инвестором и инициатором проекта. Термин «закрытость» означает не­возможность изменения пользователем формул и алгоритмов расчетов.

Пакет PROPSPIN представляет собой «информационную систему пред­варительной оценки проекта» на основе электронных таблиц. Отличительной чертой PROPSPIN является его интегрированность, то есть возможность пользователя видеть одновременно на экране и входные данные, и их финан­совый результат. Пакет не является средством проведения полного финансо­вого анализа, а лишь предварительного. При составлении бизнес-плана сис­тема может быть использована только как вспомогательное средство.

Пакет «Альт-Инвест» реализован как вычислитель на электронных таб­лицах EXCEL или MS WORKS. Предоставляет большие возможности пользо­вателю по адаптации системы к изменению условий реализации проекта, а также к введению дополнительных показателей, однако является «открытым» - плохо защищенным от ошибочных действий. В силу «прозрачности» ис­пользуемых алгоритмов лучше других пакетов приспособлен для целей обучения. Имеет налоговый блок, полностью соответствующий российским ус­ловиям; предусматривает возможность учета реинвестирования свободных денежных средств. «Альт-Инвест» выпускается в русско- и англоязычном ва­риантах, предусматривает возможность расчета в двух валютах.

«Закрытый» пакет «Project Expert», применяемый для подготовки биз­нес-планов, отличается от вышеперечисленных продуктов системностью при решении многих задач, учетом специфики национальных условий. «Project Expert» - компьютерная система, предназначенная для создания финансовой модели нового или действующего предприятия, вне зависимости от его от­раслевой принадлежности и масштабов, средство подготовки бизнес-планов международного образца.

76. Бизнес-план: сущность, структура, показатели эффективности проекта

Бизнес план – это комплексный документ отражающий важнейшие аспекты и показатели дающие объективное и целостное представление о будущем или начинаемом проекте или предприятии. Бизнес план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка.

Основной целью разработки бизнес плана является планирование деятельности в соответствии с потребностями рынка и возможностью получения необходимых ресурсов.

Стандартный бизнес-план имеет определенную структуру и пос­ледовательность разделов. Бизнес-план включает следующие содер­жательные блоки.

Резюме (или введение) — краткое изложение предмета бизнес-плана, т.е. обоснование привлекательности нового бизнеса, коммер­ческого предложения или инвестиционного проекта для адресата биз­нес-плана. С самого начала в бизнес-плане обосновывается, какие ресурсы или какая помощь необходима новому бизнесу и какую от­дачу этот бизнес сможет обеспечить.

Общая часть, в которой описываются цели (финансовые и нефи­нансовые) и стратегии бизнес-плана, предмет бизнес-плана, своеобра­зие продукции или услуг, текущее состояние рынка сбыта, история фирмы-разработчика и перспективы развития нового бизнеса; де­монстрируется, в чем, собственно, состоит неудовлетворенная потреб­ность, диктующая необходимость создания или развития данного биз­неса; описывается управленческая команда, которая будет заниматься проектом.

Основная часть обычно состоит из следующих разделов: описание предприятия; описание продукции (работ, услуг); анализ рынка; кон­куренция.

План маркетинга показывает результаты исследования рынка для нового бизнеса, оценивает профиль потребителя, сильные и слабые стороны конкурентов, географические и иные факторы рынка. Здесь находят отражение результаты маркетингового исследования, которое лежит в основе бизнес-плана.

Назначение данного раздела бизнес-плана — показать, что на рынке имеется достаточное число потребителей данного продукта, обосновать, что потребители предпочтут именно эту продукцию или торговую марку конкурентам, показать, на чем следует сделать ос новные акценты в стратегии рекламы и сбыта продукции, в ценовой политике.

Оперативные планы это планы создания и развития производ­ства товаров и услуг, являющихся предметом бизнес-плана. Здесь описывается механизм запуска нового бизнеса, последовательность шагов по созданию производственных мощностей, организации ка­налов сбыта, сети снабжения, состав и численность необходимой ра­бочей силы и т.п. Очень часто данные вопросы рассматриваются в разделе «План производства».

Другие планы, входящие в состав бизнес-плана, — это план ка­питальных вложений (подробно расписанный по видам затрат), план исследований и разработок, технической доработки продукции и услуг, модернизации технологии производства.

Каждый раздел бизнес-плана должен иметь выход на финансовый раздел, т.е. содержать цифры, данные, по которым можно рассчиты­вать соответствующую позицию финансовых планов.

Финансовый раздел бизнес-плана обязательно включает три основ­ных документа (план доходов и расходов, план движения денеж­ных средств и расчетный баланс), а также предварительные замеча­ния — своего рода комментарий по финансовым условиям бизнеса (порядок расчетов с поставщиками и потребителями, сроки возврата кредитов и проценты по ним, методы определения себестоимости продукции и т.п.).

Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников. Различают следующие показатели эф­фективности инвестиционного бизнес-проекта:

• показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации бизнес-проекта для его непосредственных участников;

• показатели бюджетной эффективности, отражающие фи­нансовые последствия осуществления бизнес-проекта для феде­рального, регионального или местного бюджета;

• показатели экономической эффективности, учитывающие за­траты и результаты, связанные с реализацией бизнес-проекта, вы­ходящие за пределы прямых финансовых участников инвестици­онного бизнес-проекта и допускающие стоимостное измерение. Для крупномасштабных (существенно затрагивающих интересы города, региона или всей России) бизнес-проектов рекомендуется обязательно оценивать экономическую эффективность.

77.Оперативно-производственное планирование: сущность, виды и этапы

ОПП произ-ва является заверш.звеном план. работы на пред-тии. ОПП – заключается в разработке (на основе годовых планов) конкр. произв. заданий на короткие промежутки времени как для предп-тия в целом, так и для его подразделений и в опер.регул-нии хода пр-ва по данным опер. учета и контроля. Особ-ть: сочетание разработки план. заданий с орг-цией их выполнения.

Задачи ОПП – 1) вып-ние пл. выпуска готовой прод-ии по срокам и ассортименту 2)планомер. загрузка обор-ния и раб. мест 3)уменьшение длит-ти пр-го цикла и размеров НЗП 4) ритм. выпуск гот.прод-ии на основе равномерн. хода пр-ва

Ф-ии: 1) разработка календ.-пл. нормативов пр-ва 2) разработка календ. графиков запуска-выпуска пр-ции 3) устан-ние опер.-произв. заданий подразделениям 4) проведение объем. расчетов 5) составление опер. программ цехам и др

Виды ОПП:

В зав-ти от содержания и сроков действия на 2 этапа:

1. оперативно-календарное пл-ие– распределение год.план.заданий по произв. подразделениям и срокам вып-ния, доведение устан. пок-лей до конкр.испол-лей.

Исх.данными: год.объем выпуска пр-ции, труд-ть работ, сроки поставки товаров. Осн.цель ОКП – вып-ние произв.программы по критериям кол-ва, качества и затрат

2. оперативное упралвение пр-ва(опер.регул-ние пр-ва, диспетчирование). ОСущ. сбор инф-ции о факт.вып-нии плана, ее переработка, передача соотв.службам) Диспетч-ние- выявление и устранение отклонений от запл.хода пр-ва, принятие мер, обеспеч. синхронность пр-ва, наилуч. исп-не раб.времени.

По сфере действия или по месту его вып-ния ОПП:

-межцеховое – Снятие и замена запущ. в пр-во изделий, включение в программу выпуска нов.изделий, обеспечение внеш.поставок комлект., исп-ние ресурсов на пред-тии.установка операт. плана выпуска пр-ции каждому цеху на корот.промежутки времени. ИСх.инф-цией явл. Данные о загрузке и пропуск.спос-ти обор-ния, площади и календ-пл.нормативы

-внутрицеховое – опред. программа выпуска для произв. участков, как правило более детализировано, чем это определяется для цеха. Задание определяется не только произв. участкам, но и отд. группам оборудования в пределах участка.

В зависимости от методов планирования различают:

1.календарное

2.объемное

3.смешанное планирование

Этапы:

1. Этап объемного планирования.

Готовая произв. программа пред-я распределяется по кварталам и месяцам для каждого цеха. При этом поставляются ресурсы минимально необходимые для выполнения плана и имеющихся в наличие. При разработке плана орг.-тех. мероприятий цеха на соотв. период предусматриваются мероприятия, обеспечивающие покрытие недостатков тех или иных ресурсов.

2. Выполняется специализация и дифференциация прод-и, уточняются разработ. на 1 этапе плановые задания для каждого цеха. На этом этапе объектами план-я явл. отдельные детали и узлы и их движения в пределах данного цех. Общие сроки изготовления деталей и узлов, установл. на 1 этапе уточняются и корректируются путем доведения их до каждого участка или бригады по каждой сборочной единицы, деталей и даже детали операций технол. процесса.

78. Методы и системы оперативно-производственного планирования

Объемный м-д применяется в тех случаях, когда требуется распределить годовые объемы пр-ва и продажи прод-циии пред-ия по отдельным подразделениям за короткий временной интервал. Этот метод предусматривает не только распределение работ, но и оптимизацию использования пр-ых фондов. Цель объемного пл-ия: рациональное формирование пр-ой программы на короткие промежутки времени. Объемный план собержит 2 части: 1. Дерективная (перечисляется номенклатура и число изделий по программе, сроки их выпуска, трудоемкость и ст-ть изделий); 2. Объемная (приводится обоснование возможности выполнения дерективных заданий в соответствующие плановые периоды времени). Объемные расчеты: 1) предварительные включ.разработку полугодовых, квартальных пр-х программ предприятий и цехов, а также обосновывают соответствие необходимых и располагаемых ресурсов по цеху, участку. Эти расчеты носят ориентировочный хар-р, они позволяют еще до начала года (квартала) принять меры для устранения диспропорций загрузки цехов. 2) уточнены – обосновывают разработку месячных пр-х программ цехов, участков, бригад. Их цель направлена на обеспечение соответственно необходимых и располагаемых ресурсов, определяемых по группам технологически взаимосвязанного оборудования (однотипные рабочие механизмы).

Календ. м-д прим. для пл-ния конк. вр. сроков запуска и выпуска пр-ции, нормативов длит-ти ПЦ и опережений пр-ва отд. работ относительно выпуска головных изделий, предназн. для реал-ции на соотв. рынке пр-ции. основ. на исп-нии прогресс.норм времени для расчета ПЦ изг-нии отд. деталей, план. комплектов продукции и вып-ния сбор. процессов. В свою очередь ПЦ осн. изделия служит нормат. базой для форм-ния проектов мес. произв. программ остал.выпуск. цехам и участкам

Объемно-календ. м-д позв. планир. одновр. сроки и объемы выпол. на пред-тии работ в целом на весь предусм. период времени – год, квартал, месяц и т.д. с его помощью рассч. прод-ь ПЦ выпуска и поставки пр-ции на рынок, а также пок-ли загрузки тех. обор-ния и сбор. стендов в каждом подразделении предприятия. Метод м. испол. для разработки мес. произв. программ как выпуск., так и невыпуск. цехов и участков.

Объемно-динам. метод предусм. тесное взаимодействие пл.-расч. пок-лей, как сроки, объемы и динамика пр-ва пр-ции.Этот метод позв. учит. объемы спроса и произв. возм-ти пред-тия и создает планово-орг. основы оптим. исп-ния наличных ресурсов. Он предпол. построение планов-графиков вып-ние заказов потреб-лей и загрузки произв.участков и выпуск. цехов.

Системы ОП – сов-ть разл. методик и технол.план.раб, характер. степенью централизации, объектом регул-ния, составом календ.– пл. пок-лей порядком учета и дв-ния продукции и оформлением учетной документации.

Позаказная – применяется в основном в единичном и мелкосерийном производстве с его разнообразной номенклатурой и небольшим V выпуска продукции и услуг. В этом случае объект планирования - отдельный производственный заказ, включающий несколько однотипных работ конкретного потребителя – заказчика. Данная система основана на расчетах длительности производственных циклов и нормативах опережений, с помощью которых устанавливаются требования заказчиков, сроки выпуска отдельных процессов и всего заказа.

Подетальная – предназначена для условий высоко организованного стабильного производства. По этой системе планируется и регулируется ход выполнения работ, технологических операций и производственных процессов по каждой детали на определенный плановый период (до года). В основе подетальной системы лежит поточное планирование такта и ритма работы поточной линии и производственных участков. Применение этой системы требует разработки сложных календарно – оперативных планов, содержащих показатели V выпуска и маршрут движения детали каждого наименования по всем производственным стадиям и технологическим операциям. Поэтому это планирование целесообразно применять при ограниченной и устойчивой номенклатуре выпускаемой продукции.

Покомплексная с-ма применяется в серийном машиностроительном пр-ве в качестве планово-учетной единицы или объекта пл-ия используются различные детали, входящие в сборочный узел или общий комплект товаров. При данной с-ме календарные задания разрабатываются не по деталям отдельного наименования, а по укрупненным группам или комплектам деталей на узел или на определенный объем работ. Эта система позволяет повышать гибкость ОПП, текущего контроля и регулирования хода пр-ва.

В серийном пр-ве прим-ся след.разновидности покомплексной с-мы пл-лий:

- комплексно-узловая с-ма эф-на при длительном пр-ом цикле изготовления изделий, единицей измерения явл-ся узел, т.е. сборочная ед-ца состоящая из ряда деталей.

- комплексно-групповая с-ма прим-ся на предприятиях выпускающих сложные многодетальные изделия небольшими сериями. С-ма предполагает группировки или комплектование всех деталей, обладающих конструктивно-технологическим сходством по одинаковой величине опережений, одинаковой периодичности запуска–выпуска и подачи на сборку.

79. Нормы и нормативы, применяемые в оперативно-производственном планировании

В оперативном планировании могут применяться различные виды норм времени: в единичном производстве — штучно-калькуляционное время, в серийном — время на обработку партии деталей, в массовом — штучное время.

Календарные нормативы и подавляющая часть плановых пок-лей операт. регул-ния хода пр-ва пр-ции д. разраб-ся на основе прогресс. норм времени на отд. тех. операции и процессы, я также на конечную продукцию и производственные процессы.

Нормы времени служат первичным календарно-плановым нормативом.

Нормы времени – это научно-обоснов. затраты раб. времени на вып-ние работ в опр. произв. условиях.

Различают нормы шт. (массовое пр-во), шт.-калькул. времени(единичное) и на партию деталей (серийное).

В общем виде:

Тотл –время на отдых и личные надобности

Тпто – допуст. перерывы то техн. и орг. причинам

Тп-з – подготовительно-заключительное время

п – размер партии обрабатываемых деталей.

Объемн.-пл. нормативы: размер партии обраб. продукции.

Партия деталей – кол-во один. деталей, обрабат. на взаимосв. раб. местах с однократной затратой подг.-закл. времени.

Пл-ние размера запуска-выпуска деталей явл.важной и сложной эк. задачей, т.к. при ее расчете н. учит. множество факторов.

Размер оптим. партии запуска-выпуска деталей опр-ся соотношением издержек предприятия на хранение обраб. заготовок и наладку тех.оборудования.

- годовой объем выпуска продукции

- затраты на наладку технолог. оборудования

- себестоимость i-ой детали

- затраты на хранение деталей в % от стоимости запасов.

Величина партии деталей определяется по ведущей операции или наиболее загруженному станку.

Размер партии деталей в сер. пр-ве предопределяет все остальные операт.-план. пок-ли предприятия.

Ритм (период выпуска деталей): Это отношение размера оптим. партии деталей к среднесуточному выпуску продукции.

Смешанные нормативы

Произв.цикл – один из важн. календ.-план. нормативов операт. и стратег. пл-ния – это интервал календ. времени от начала до окончания произв. процесса изг-ния деталей или вып-ния работ, услуг.

ПЦ включает раб. период выполнения заготовит., обрабатыв., сборочных процессов, а также контрольных, транспортных и складских операций.

длительность ПЦ измеряется в днях.

Норматив опережения устан. суммированием длительности ПЦ от установленного срока завершения заказа до той технолог. стадии, где определяется соответствующее опережение запуска или выпуска деталей.

80. Оперативно-календарное планирование и диспетчирование

Вкл. распред-ние год. план. задания по произв. подразделениям и срокам вып-ния, а также доведение установеленных показателей до контретных исполнителей работ

Цел ь – вып-ние произв. программы по критериям количества, качества, сроков и затрат. Задачи:

1.обеспечение ритм-ти вып-ния произв. программы

2.снижение производственного брака

3.оптимальная загрузка технологического оборудования

4.экономическое расходование ресурсов.

5.охрана труда работников и окружающей среды.

Этапы: 1. Анализ бизнес-плана (такт. плана или ПП пред-я) с т.зр. его полноты, достоверности и эффективности выполнения

2. Изучение конструкторской, технологической док-ции, условий пр-ва, методик, стр-ры и квалификации персонала

3. Выполнение календарно – плановых расчетов и разработка нормативов организации процессов, загрузки производственных мощностей и т.д.

4. Разработка номенклатурно – календарных планов запуска продукции подразделениями организации, составление сменно-суточных заданий, их оформление и утверждение

5. Оперативное управление выполнением оперативно – календарных планов

Заверш. этап ОПП, осущ. разработка и реал-ция реш-ний по предупреждению отклонений и сбоев в ПП, а в случае их возникновения – по их немедл. устранению.

Процесс диспетч-ния вкл.:

1) изучение конъюнктуры рынка и прогн-ние потр-ти в произв. товарах и услугах, 2) выявление возм. колебаний спроса на пр-цию с учетом сезон. и др. изменений 3)выявление отклонений факт. пок-лей от план. 4)принятие реш-я по предупреждению и устранению эт. отклонений 5) анализ причин отклонений и разработка мер их ликвидации 6) координация тек.работы подразделений 7)опер. план. рук-во работы произв. служб и цехов.

Требования:

1)прим-ние прогресс. календ.-план. нормативов 2) обоснование оптим. план.-эк. пок-лей произв. деят-ти пред-я 3) проведение непрерывн. наблюдения и контроля за ходом вып-ния опер.планов-графиков, 4)принятие свовр. реш-й о соверш-нии орг.-произв. и план.-управл. дея-ти 5)наличие необх. проф. знаний и умений и высокой отв-ти персонала 6)исп-ние соврем. комп. техники 7)предоставление необх. самост-ти и закрепление треб. отв-ти раб-ков план. и произв. подразделений 8) прим-ние соотв. мотивации и стим-ния персонала.

В общ.виде диспетч-ние сост. из:

1. инф. подготовки для принятия реш-я, 2. разработки и принятия реш-я, 3. реализации реш-я по регул-нию пр-ва. Осн. условиями для реал-ции реш-я явл. орг. обеспеч-ть реш-я, инф. обеспеч-ть.

При регул-нии пр-ва учит. след. виды резервов: матер, врем., орг. Исп-ние резервов возлож. на диспетч. службы и линейн. рук-лей.

81. Межцеховое и внутрицеховое оперативно-производственное планирование

В зависимости от сферы применения оперативное планирование подразделяется на межцеховое и внутрицеховое.

Межцеховое планирование обеспечивает разработку, регулирование и контроль выполнения планов производства и продажи продукции всеми цехами предприятия, а также координирует работу основных и вспомогательных цехов, проектно-технологических, планово-экономических и других функциональных служб. Межцеховое планирование должно обеспечивать слаженную ритмичную работу основных цехов, их бесперебойное снабжение и обслуживание вспомогательными цехами и службами.

Исходными данными межцехового планирования являются сводный план реализации продукции и портфель заказов.

Межцеховое оперативное планирование включает следующие работы:

1. сводное календарное планирование производства и ведение портфеля заказов предприятия.

2. разработка исходных календарных нормативов производства.

3. разработка и выдача цехам оперативных (главным образом месячных) производственных программ и календарных планов производства.

4. контроль выполнения цехами оперативных программных заданий.

Обычно функции межцехового оперативно-производственного планирования возложены на планово-экономический отдел (ПЭО) или планово-диспетчерский (производственно-диспетчерский) отдел (ПДО) предприятия. Структура отдела и его численность на каждом предприятии определяется самостоятельно и зависит от специфики его деятельности, от объемов производства, номенклатуры выпускаемых изделий, численности промышленно-

производственного персонала и т.д.

После межцехового планирования осущ-ся внутрицех. планир-ние, главной задачей которого явл. дальнейшая разработка и уточнение оперативных заданий рабочего цеха и доведение их до каждого рабочего цеха. Суть внутрицехового оперативного планирования заключается в согласовании работы участков, бригад, рабочих мест основного и вспомогательного производств. Планирование на этом уровне направлено на ритмичное выполнение участками и их рабочими местами заданной месячной программы.

В оперативное планирование на уровне цеха входит строгая регламентация выполнения работ во времени по каждой позиции производственной программы и номенклатурно-календарного плана в зависимости от фактически складывающейся производственной ситуации. При этом работы выполняются в реальном масштабе времени, не допускающем перерывов в процессе изготовления деталей и сборки изделий.

При осуществлении внутрицехового оперативного планирования разрабатываются: производственные программы и сменно-суточные задания участкам, бригадам - рабочие наряды, рабочим местам - сменно-суточные задания. Таким образом, на внутрицеховом уровне посредством ОКП производственным участкам устанавливаются оперативные задания на сутки и смену в виде сменно-суточного задания, в котором указываются номенклатура и количество изделий (узлов, деталей), подлежащих изготовлению в предстоящие сутки исходя из режима работы участка. Задание по рабочим местам устанавливается в виде рабочих нарядов, в которых указываются шифр детали, их количество, наименование операции, норма времени и расценка.

Оперативно-производственное планирование по срокам действия в цехе может осуществляться помесячно, на участках (бригадах) и рабочих местах - еженедельно (и даже посменно), для межцехового уровня период планирования может составлять от 1 до 12 месяцев.

Система внутрицех. планир-ния включает след. элементы:

- разработку и выдачу участкам месячных, декадных или недельных оперативных произ-ных программ.

- распределение работ на участке и доведение заданий до раб. мест

- оперативную подготовку работ

- текущий учет и контроль выполнения заданий, регулирование производственного пр

Функции внутрицехового ОПП возложены на планово-диспетчерское бюро (ПДБ) или планово-распределительное бюро (ПРБ) цеха, мастеров участков.

8 2. Классификация моделей в социально-экономических исследованиях

Модель в науке — любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, карта и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели).

В целом, социально-экономическая модель – упрощенная схема представления социально-экономических явлений.

Для достижения определенной цели выбирается метод, в инструментарии которого могут быть различные модели. Например, метод финансового планирования может быть основан на графической модели (дерево целей) и математической модели (регрессионной модели).

Рассмотрим классификацию экономических моделей.

По степени агрегированности объектов моделирования модели разделяются на глобальные, макроэкономические, мезоэкономические и микроэкономические.

По конкретному предназначению, то есть по цели создания и применения, выделяют балансовые модели, выражающие требование соответствия наличия ресурсов и их использования; регрессионные модели, которые отражают форму зависимости между процессами; трендовые модели, в которых развитие моделируемой системы выражается через тренд (длительную тенденцию) ее основных показателей; оптимизационные модели, предназначенные для выбора наилучшего варианта из определенного числа вариантов производства, распределения или потребленияи др.

По учету фактора времени модели подразделяются на статические, в которых все зависимости отнесены к одному моменту времени, и динамические, описывающие экономические системы в развитии.

По учету фактора неопределенности модели распадаются на детерминированные, если в них результаты на выходе однозначно определяются управляющими воздействиями, и стохастические (вероятностные), если при задании на входе модели определенной совокупности значений на ее выходе могут получаться различные результаты в зависимости от действия случайного фактора.

В целом, выделяют следующие способы выражения данных об объекте моделирования:

- словесное описание - наиболее простой и неформальный способ выражения данных. Он легко доступен для понимания, однако может быть неоднозначным, а поэтому имеет ограниченное применение лишь на самых ранних этапах исследований, разработки объектов и их моделей;

- графическое представление в виде кривых, номограмм, чертежей. Этот способ задания данных об объекте или процессе часто является вспомогательным и используется в совокупности с другими;

- блок-схемы, матрицы решений - один из наиболее распространенных способов задания данных, особенно их структурной или логической части;

- математическое описание - это описание модели в виде формул и математических операций над переменными. Сюда же относят алгоритмическое описание, которое может использоваться для разработки имитационной модели и электронного моделирования объекта, не имеющего аналитического описания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: