II. Основная часть. 1.Знакомство с темой занятия

1.Знакомство с темой занятия.

Логопед: Сегодня на занятии мы потренируемся нахо­дить предлоги в словосочетаниях и предложениях, познако­мимся с их значением и написанием, постараемся отличать предлоги от других частей речи и от приставок (частей слов), которые очень похожи на предлоги.

2. Припоминание правила о правописании предлогов.

Предлоги - это слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях и пишутся со словами раздельно. Для проверки нужно постараться вставить меж­ду предлогом и словом другое слово или вопрос - если перед нами предлог, то такая вставка будет возможна.

Например: в лесу - в каком лесу, в сосновом лесу. Значит - это предлог.

3. Развитие.навыков понимания и выполнения логико-грамматических конструкций

Логопед: Послушайте и постарайтесь выполнить мои инс­трукции правильно.

Положите книгу на стол.

Положите карандаш на книгу.

Положите ручку под тетрадь.

Положите ручку стол.

Почему не удалось выполнить последнее задание? Поче­му оно непонятно? Дополните последнее предложение ка­ким-либо предлогом, чтобы было возможно выполнить дан­ное задание. Например: положите ручку на стол, под стол, в стол...

4. Закрепление знания о правописании предлогов.

Логопед: Давным-давно в далекой стране Грамматике жили маленькие слова ПРЕДЛОГИ. Были они большими задирами. Со всеми частями речи сумели они поругаться. Обидно стало словам. Пожаловались они царице Граммати­ке. Та решила разобраться в ссоре и пригласила всех к себе. А предлоги важничают, не хотят стоять рядом со словами-предметами, отодвигаются от них все дальше и дальше, на­конец так отодвинулись, что можно целое слово вставить или вопрос.

Как ни старалась помирить правительница поссорив­шихся, ничего не вышло. Тогда она предложила предлогам жить отдельно, а ссора окрепла, да так, что превратилась в правило: предлоги со словами пишутся раздельно.

Логопед демонстрирует пособие «Предлоги».

5. Развитие пространственного восприятия.

Логопед: Давайте рассмотрим домик, где живут предло­ги. Посмотрите, каждый из них занимает свое место. У каж­дого есть имя. Назовите предлоги и скажите, почему их так зовут? (Дети объясняют значение каждого предлога.)

В - положение предмета внутри чего-либо.

НА - предмет находится на поверхности чего-либо.

ПОД - предмет находится внизу, под чем-либо.

НАД - положение предмета над чем-либо.

С (СО) - совместность пребывания с кем-то или с чем-то.

ОТ - удаление от какого-либо предмета или объекта.

К - приближение к какому-либо предмету или объекту..

6. Нахождение п редлогов в словосочетаниях (задание 1. с. 10).

Логопед: Рассмотрите картинку и скажите, кто где нахо­дится по отношению к дому? Запишите соответствующие предлоги.

Картинка: шмель над домом, лошадь перед домом, коро­ва за домом.

7. Физминутка

8. Игра. «Найди маленькое слово».

Логопед: Подумайте и скажите, куда могла спрятаться кошка?

Логопед раздает карточки с изображением стола и сту­ла. К карточке на нитке прикреплена кошка, вырезанная из картона.

Образец ответа: перед столом, за столом, за стулом, перед стулом, под столом, под стулом, на столе, на стуле, выгля­дывает из под стола, из-под стула...

9. Запись словосочетаний на доске и объяснение написания предлогов.

10. Индивидуальная работа по карточкам.

Логопед: Прочитайте текст загадки, вставив нужные предлоги. Спишите текст, отгадайте загадки. Отметьте предлоги в предложениях (работа на карточках).

... подругами и сестрами Приходит... гости.., нам. Рассказы, вести новые Приносит... утрам. (Газета)

Дом... улице идет,

... работу нас везет.

Не... курьих ножках,

А... резиновых сапожках. (Автобус)

III. Итог занятия (задание 2, с. 10)

Логопед: Наведите порядок в комнате: расставьте пред­меты по местам и запишите

что и куда вы поставили.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: