Порядок разрешения избирательных споров

Действующее законодательство пре­дусматривает два способа рассмотрения избирательных споров − административный (инстанционный) и судеб­ный. Административная процедура обжалования предус­матривает, что решения и действия (бездействие) из­бирательной комиссии могут быть обжалованы в вы­шестоящую соответственно уровню проводимых выбо­ров избирательную комиссию. В случае если вышесто­ящая (соответственно уровню проводимых выборов) избирательная комиссия отсутствует, решения или дей­ствия территориальной избирательной комиссии или ее должностного лица могут быть обжалованы в изби­рательную комиссию субъекта Российской Федерации, а решения или действия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или ее должностного лица − в Центральную избирательную комиссию Рос­сийской Федерации.

Вышестоящая избирательная комиссия, а при ее от­сутствии − Центральная избирательная комиссия Рос­сийской Федерации или избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе принять решение по су­ществу жалобы, которое является обязательным для ис­полнения. Вместе с тем заинтересованные лица могут обжаловать решение вышестоящей комиссии в судебном порядке, что, однако, не освобождает их от обязанности следовать предписаниям вышестоящей комиссии.

Судебный порядок обжалования нарушений изби­рательных прав граждан предусматривает, что реше­ния и действия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и ее должностных лиц обжалу­ются в Верховный Суд Российской Федерации, реше­ния и действия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных ко­миссий по выборам в федеральные органы государствен­ной власти и должностных лиц этих избирательных комиссий обжалуются в суд субъекта Российской Фе­дерации, решения и действия иных избирательных ко­миссий обжалуются в районные (городские) суды. Также в районные (городские) суды обжалуются решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие права граждан, если иное прямо не предусмотрено федеральным законом. При этом законодательство специально подчеркивает, что предварительное обращение в соответствующую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

Особого внимания заслуживает указание законода­тельства на то, что Центральная избирательная ко­миссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный суд Российской Федерации в случае, если в жалобе (жалобах), касающейся нарушений избиратель­ных прав, затрагиваются интересы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств электораль­ные нарушения приобрели особое общественное значе­ние. При подобном обращении Верховный суд России обязан в соответствии со ст. 63 ч. 4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» рассмотреть жалобу по существу.

Рассматривая судебный порядок разрешения избиратель­ных споров, нельзя не обратить внимание на деятель­ность Конституционного суда Российской Федерации, который хотя не разрешает электоральные конфликты в прямом смысле этого слова и не вдается в проверку соблюдения гарантий избирательных прав граждан, поскольку она отнесена к компетенции судов общей юрисдикции, тем не менее в своих решениях формирует правовые позиции по принципиальным направлениям государственно-правового развития и строительства, зат­рагивающим политические права и свободы российских граждан, вопросы политического представительства, назначения и периодичности выборов, законодательно­го регулирования их организации и проведения. Сфор­мулированные Конституционным судом общефедераль­ные условия реализации избирательных прав граждан являются важнейшим инструментом обеспечения еди­нообразного применения и контроля за соблюдением норм избирательного законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: