Среди задач банка выделяют организацию работы по созданию структурных подразделений. Для этого банк должен:
- определить задачи каждого подразделения;
- скоординировать задачу отдельного подразделения с общей целью банка;
- выявить место структурного подразделения с позиции имеющихся в банке ресурсов;
- установить предельный размер ресурсов, выделяемых для данного вида бизнеса;
- наметить этапы решения поставленной перед подразделением задачи;
- определить инструменты решения задачи.
Этапы решения поставленной задачи:
1) Выявление и изучение проблемы, мешающей эффективной организации труда.
2) Определение плана действий по решению проблемы.
3) Анализ причин, вызвавших образование проблемы (проблема очерчивается более полно, план - конкретным).
4) Выделение приоритетов в решении конкретных вопросов, определение последовательности в решении конкретных задач и достижении обозначаемых целей.
5) Генерирование идей, выбор наиболее эффективных в решении общей задачи совершенствования деятельности управленческой структуры.
|
|
6) Внедрение (осуществление) выбранных вариантов (формулируются основополагающие принципы и правила организации, определяются властные полномочия каждого участника новой структуры управления и т.д.).
7) Контроль за реализацией проекта (построение новой организационной структуры, внедрение модифицированных правил ведения работ и др.). В процессе внедрения проекта совершенно обязательными станут корректирующие мероприятия, его совершенствование, уточнение введенных правил.
Основные инструменты решения задачи: разделение совокупной задачи на составные части; право отдавать распоряжения (право руководителя); воздействие и право выносить решение (в виде участия и в виде делегирования полномочий); информация (сбор, обработка, накопление и оценка).
8. Сущность, методические принципы и функции планирования. Виды планирования деятельности коммерческого банка.
Планирование (в узком смысле) - систематическая подготовка решений, связанных с будущим банковской организации (здесь оно не затрагивает сферу принятия решений и организацию их выполнения).
Функции планирования:
1) определение генеральных направлений и приоритетов, а также его локальных, тактических целей и задач;
2) разработка мер по развитию востребованных банковских продуктов и планов их внедрения в практику;
3) согласование конкретных оперативных планов;
4) определение путей достижения оптимальных финансовых результатов;
5) уточнение и корректировка перспективных плановых показателей с учетом изменяющихся условий;
|
|
6) определение принципиальных условий, в рамках которых будут приниматься текущие решения о проведении конкретных операций банка;
7) структурирование организации и планирование персонала;
8) контроль за выполнением плановых показателей.
Методологические принципы:
1) гибкость и индикативность, т.е. возможность пересмотра плана;
2) альтернативность планирования (составление нескольких вариантов плана);
3) обязательный контроль за выполнением плановых показателей;
4) публичность (участие всех менеджеров в составлении и контроле и информирование всего персонала);
5) оптимальность (в выборе стратегии развития банка и всех его тактических планов);
6) интегрированный подход: проведение анализа и прогнозирования всей системы показателей банка на единой информационной и методологической платформе.
Виды планирования:
1) планирование стратегии банка (определяющей миссию, цели и задачи);
2) маркетинговое планирование (разработка востребованных банковских продуктов);
3) бизнес-планирование (конкретные пути решения стратегических задач и т.д.);
4) оперативное планирование (перечень и сроки реализации конкретных проектов);
5) финансовое планирование (оценка финансовых результатов и построение прогнозного баланса);
6) составление сметы расходов и использования прибыли банка;
7) бюджетное планирование (т.е. по отдельным структурным подразделениям банка);
8) планирование текущей деятельности:
9) структурирование организации и планирование персонала.
9. Стратегическое планирование деятельности коммерческого банка.
Стратегия банка - это концептуальная основа его деятельности, определяющая приоритетные цели и задачи банка и пути их достижения и отличающая банк от его конкурентов в глазах его клиентов и служащих.
Стратегическое планирование - процесс разработки альтернативных стратегий управления организацией (в области маркетинга, управления ресурсами и рисками, организации деятельности персонала), обеспечивающих достижение ее целей, согласованных с требованиями рынка и внутренним потенциалом кредитной организации.
Разработка стратегии проводится в процессе стратегического планирования, а тактика определяется бизнес-планом банка, что позволяет условно разграничить эти два процесса, хотя они очень тесно связаны между собой. Стратегия формулируется на длительный срок (5-10 лет), горизонт бизнес-плана более ограничен и составляет 1-5 лет. Стратегическое планирование необходимо банку: банк, заранее не продумавший сценарии поведения в той или иной кризисной ситуации и не определивший конкретные мероприятия и обязанности должностных лиц в новых условиях, просто не успеет адаптироваться к ним и обречен на существенные потери вплоть до банкротства.
Этапы стратегического планирования:
1) Ситуационный анализ (внешний анализ и внутренний анализ). Заключительный этап этого анализа - SWOT-анализ, целью которого - определение сильных и слабых сторон в плановом периоде.
2) Определение генеральной задачи - миссии банка.
3) Формулировка стратегических целей банка на плановый период. Цели конкретизируют миссию банка и должны быть: конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, достижимы, непротиворечивы и взаимодополняемы.
4) Разработка стратегии развития (создание комплекса целевых программ, которые обеспечат банку долгосрочное конкурентное преимущество).
5) Разработке маркетинговой стратегии (пути решения задачи по продвижению своих продуктов и услуг).
6) Стратегия рисков (программа, направленная на снижение потерь).
7) Разработка стратегии управления персоналом и развития организационной структуры (соответствие решаемым задачам).
После разработки стратегий банка следует разработка плана согласованных действий всех подразделений банка для реализации.
|
|
10. Бизнес-планирование как способ интеграции стратегии и тактики коммерческого банка.
Бизнес-план - подробное изложение стратегии, тактики и бюджета банка. Он нацелен на обеспечение общего понимания задач организации, а также определение количества, качества и механизма распределения ресурсов, выделяемых или имеющихся в распоряжении для выполнения этих задач. Бизнес-план должен позволить уточнить стратегический план и обоснованно выбрать конкретный проект его реализации.
Этапы бизнес-планирования:
1) Уточнение миссии.
2) Уточнение стратегических целей банка.
3) Уточнение стратегий:
- маркетинга (оценка затрат, связанных с завоеванием и укреплением позиций на рынке, и сроков их окупаемости);
- управление рисками (определение количественных показателей системы лимитов - ограничений для финансового плана);
- управления персоналом (планирование изменений в организационной структуре и персонале; план использования фондов социально-экономического развития).
4) Разработка финансового плана: плановый баланс и план доходов, расходов и формирования прибыли.
Завершающие этапы нацелены на разработку тактики и получение финансового плана. На этом этапе осуществляется подбор количественных характеристик деятельности банка (прежде всего, объема операций, структуры активных и пассивных операций), которые позволили бы ему заработать прибыль, необходимую для реализации программ развития и выплаты дивидендов акционерам банка. Результатом финансового планирования являются плановый баланс и план доходов, расходов и прибыли банка.
Относительно каждого проекта должны быть определены два вида затрат: затраты капитального характера, осуществляемые за счет прибыли, и накладные расходы, которые будут относиться на себестоимость проводимых операций.
11. Финансовое планирование деятельности коммерческого банка
Построение финансового плана - завершающий этап бизнес-планирования. Финансовое планирование ориентировано на составление альтернативных бюджетов, учитывающих необходимые затраты капитала на новые программы или проекты, и плановых балансов банка, обеспечивающих реализацию этих программ и одновременное соблюдение разработанных лимитов.
|
|
Роль финансового плана:
1) позволяет оценить обеспеченность ресурсами и внутренними возможностями банка;
2) представляет собой ориентир для оценки результатов работы банка (здесь разрабатывается план материального и морального поощрения);
3) является неотъемлемой частью процесса управления рисками;
4) позволяет оценить несколько альтернативных проектов развития ситуации.
Основой составления финансового плана является прогноз прибыли банка на основе оценки операционных доходов и расходов и сопоставления ее с прибылью, достаточной для дальнейшего развития банка.
Задачей финансового планирования является нахождение оптимальной структуры активных и пассивных операций, разработка ориентиров процентной политики банка.
Подбор вариантов развития банка и планирование его прибыли, итерационная схема:
1) Определение размера необходимой (PN) и достаточной (PD) прибыли банка.
2) Планирование размеров собственных средств (CC), капитала (K) и объемов активных банковских операций (VA).
3) Планирование структуры активных операций банка и процентных доходов (DPr). Расчет средневзвешенной доходности активов (SDohAk).
4) Расчет допустимого объема процентных расходов банка: RPr=DPr-PD.
5) Планирование структуры пассивных операций банка и расчет средневзвешенной стоимости ресурсов SStRes.
6) Вычисление необходимых объемов пассивных операций: VP = RPr / SStRes.
7) Сравнение рассчитанного необходимого объема собственных средств (CC) и объемов собственных средств, имеющихся в распоряжении банка (CCR). CCR = VA-VP, если CCR > или = СС, лимиты соблюдены. Если эти показатели не совпадают, то происходит корректировка исходных и расчетных параметров плана, начиная с первого этапа.
8) Планирование прибыли банка. Построение планового баланса.