Метод анализа бизнес-процессов

Метод анализа бизнес-процессов организации так же как и метод ФСА основывается на функциональном подходе. Его отличие в том, что здесь используется специальный графический язык, позволяющий отображать не только иерархию функций, но и другую информацию:

• взаимные связи функций;

• исполнители и средства исполнения функций;

• управляющая, регламентирующая и нормативная информация, необходимая для выполнения функций;

• технологическая последовательность выполнения функций.

Таким образом, этот метод позволяет перейти к исследованию и анализу не отдельных функций, а функциональных процессов, или, как их еще называют бизнес-процессов.

Бизнес-процесс – множество из одной или нескольких связанных операций или процедур, в совокупности реализующих некоторую цель производственной деятельности, осуществляемой обычно в рамках заранее определенной организационной структуры, которая описывает функциональные роли участников этой стру туры и отношения между ними.

По другому, более короткому определению:

Бизнес-процесс – это деятельность, получающая входные данные одного или нескольких типов и выдающая результат, имеющий ценность для клиента (потребителя).

Под потребителем понимается не обязательно покупатель товара фирмы, это в основном подразделение фирмы, получающее результат от другого подразделения. Например, производственный цех является потребителем инструментального цеха, который поставляет ему свой продукт – инструменты.

Следует отметить, что метод анализа бизнес-процессов используется для исследований, анализа, поиска резервов и новых возможностей только социально-экономических систем – различных организаций, их подразделений, рабочих мест.

Хозяйственную деятельность организации можно рассматривать как сложную иерархию бизнес-процессов. Для описания их используется специальный графический язык.

Бизнес-процесс изображается в виде блока со стрелками (рис.11).

Внутри блока пишется название бизнес-процесса. Стрелка, входящая в

левую сторону блока, обозначает входные потоки, которые будут

преобразовываться этим бизнес-процессом – сырье, материалы, заготовки, полуфабрикаты, информация и т.д.

Бизнес-процесс
Управление
Результат
Исполнители, средства исполнения
Входные потоки
Рис. 12. Диаграмма бизнес-процесса

Стрелка, выходящая из правой стороны блока обозначает результат выполнения этого бизнес-процесса. Например, если на входе было сырье, то на выходе может быть полуфабрикат или готовый продукт. Стрелка, входящая в нижнюю сторону блока обозначает исполнителей и средства исполнения этого бизнес-процесса. Например, заготовительный участок, термическая печь и т.д.

Стрелка, входящая в верхнюю сторону блока обозначает управляющую, нормативную, контрольную информацию, необходимую для выполнения бизнес-процесса. Например, ГОСТы, приказы, результат контроля этого или другого бизнес-процесса.

Для исследования и анализа системы бизнес-процессов организации используется способ анализа иерархий. При этом система бизнес- процессов отображается в виде альбома (рис. 12.). Последовательность работы следующая:

1. Вначале, на первом листе альбома, отображается один блок, который отражает весь исследуемый процесс. Этот блок называется«Контекстная диаграмма бизнес-процесса». Он отмечается индексом А0.

2. Затем, на втором листе альбома, этот бизнес-процесс декомпозируется на несколько входящих в него связанных процессов, которые обозначаются индексами – А1, А2, А3 и т.д.

3. Далее на последующих листах, декомпозируется каждый из этих процессов. Если это процесс А1, то его составляющие обозначаются индексами – А11, А12., А13 и т.д. Существует правило – на одном листе декомпозиция производится на 2-8 блоков.

 
Контекстная диаграмма
А0
 
А1
А2
А3
А4
Более детальное представление
Рис. 13. Альбом диаграмм бизнес-процессов организации
Детализация системы бизнес-процессов может происходить до отдельных операций или даже отдельных действий.

Метод анализа бизнес-процессов может так же как ФСА применяться в трех вариантах:

1) корректирующий – анализ и совершенствование существующей системы;

2) проектирующий – проектирование на основе главной цели (миссии) системы бизнес-процессов новой системы;

3) адаптирующий – подстройка системы бизнес-процессов под другие имеющиеся потребности.

Мы рассмотрим общий алгоритм работы по методу анализа бизнес-процессов в корректирующем варианте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: