Аналогично как в методе ФСА изучаются структура, инфраструктура, жизненный цикл объекта исследования. Затем изучается его деятельность и разрабатывается альбом, отражающий систему бизнес- процессов. Эта система носит название «модель бизнес-процессов «как есть».
II. Экспертно-аналитический этап
Анализируется модель «как есть». Определяются:
1) Полезные бизнес - процессы – процессы, которые способствуют достижению целей организации. В свою очередь полезные бизнес- процессы при стоимостном анализе могут быть классифицированы по признаку затратности:
a) с оптимальными затратами;
b) излишне затратные;
c) требующие дополнительных затрат ( ресурсов ).
2) Нейтрально - бесполезные – те бизнес-процессы, которые не способствуют, но и не препятствуют достижению целей организации.
3) Вредные бизнес - процессы – те, которые препятствуют достижению целей организации, нарушают нормальный ход ее функционирования.
4) Конфликтующие бизнес - процессы – те, которые используют одни и те же материальные или трудовые ресурсы или имеют общий источник финансирования.
5) Несвойственные бизнес - процессы – те, которые не соответствуют сущности, свойствам исполнителя и применяемым средствам исполнения.
6) Дублируемые бизнес - процессы – выполняемые различными подразделениями, исполнителями, но имеющие одинаковое назначение.
7) Не отвечающие потребностям и запросам клиента бизнес-процессы выявляются через анкетирование и интервьюирование потребителя бизнес-процесса, через систему обратной связи – жалобы, претензии и т.п.
8) Не обеспеченные информацией, нормами, стандартами бизнес-процессы.
9) Незадокументированные бизнес-процессы – те у которых результат труда никак не зафиксирован, что в дальнейшем вызывает различные проблемы.
10) Не управляемые и не контролируемые менеджерами бизнес-процессы, что не во всех случаях является оправданным. Это может происходить, например, из-за наличия специалиста – исполнителя высокой квалификации, который является единственным, незаменимым, или из-за несовершенства системы контроля.
11) Нерационально построенные бизнес - процессы.
Нерациональность рассматривается с точки зрения очередности выполнения бизнес-процессов, их последовательности и параллельности.
12) Отсутствующие бизнес - процессы – то есть те, которые необходимо ввести вновь для повышения эффективности работы исследуемого объекта.