Тема: Слова-действия.
Цели и задачи:
закрепление знаний детей о глаголе,
обучение постановке вопросов к глаголам,
дифференциация глаголов от других слов,
устранение аграмматизма в устной речи,
работа по словоизменению,
развитие слухового внимания,
развитие умений согласования и управления,
развитие логического мышления.
Оборудование: пособие «Загадочные квадраты» (на каждого ребенка), предметные картинки для оргмомента.
Ход занятия
/. Ор момент
1. Подбор действий к предметам.
Логопед: Назовите предметы на картинках и подберите к ним 5-6 действий. Например: лиса - охотится, заметает следы, спит, бежит, смотрит, тявкает, роет нору...
Картинки: лиса, самовар, листья, деревья, роза, заяц.
Логопед: Где предметы в форме единственного числа, а где - в форме множественного числа? Почему подбираем слова-действия, обращая внимание на число предмета?
2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1.Игра «Загадочные квадраты».
Логопед: Рассмотрите загадочные квадраты и найдите среди букв слова, обозначающие действия предметов.
|
|
Дети работают по индивидуальным карточкам.
X | т | к | п | и | |
Е | Ц | ф | Е | р | |
К | о | п | А | Л | и |
Н | ы | А | ц | л | |
Р | У | Е | й | д | в |
в | т | ч | ы | ы |
Б | р | О | с | А | Л |
Е | к | м | и | Н | Л |
Б | ю | ж | э | Е | Ц |
И | ъ | X | щ | Ш | В |
л | й | ц | У | К | Е |
и | г | р | А | Е | Т |
(Топает, белили, бросал, играет, копали.)
2. Подбор предметов к действиям (задание 7. с. 42).
Логопед: Прочитайте слова-действия и подберите к ним слова-предметы.
полз -... улетела -,.. шагал -...
болело -... висело -... играли -...
3. Развитие логического мышления.
Логопед: Отгадайте загадки и выпишите из текста слова- действия со словами-предметами, к которым они относятся.
Он пришел, наполнил кадки, Заря-заряница,
Поливал усердно грядки, Красная девица,
С шумом окна открывал, По свету ходила,
На крыльце потанцевал, Слезы уронила.
Побродил по крыше вволю Месяц видел,
И ушел по лужам в поле. (Дождь) Солнце скрыло. (Роса)
4. Физминутка.
На усмотрение логопеда.
Логопед: Рассмотрите картинки, прочитайте слова-действия. Составьте из них словосочетания и запишите их. Образец: яблоко висело, тигрята слали...
Пособие:
- (лев), (зебра), (тигрята) - спать;
- (виноград), (яблоко), (груша) - висеть.
Слова в скобках заменены картинками.
6. Самостоятельная работа (задание 9.с. 43).
Логопед: Прочитайте предложения. Вставьте подходящие по смыслу слова-действия.
Всю неделю дождь.
Ночью на небе яркие звезды.
Мальчик на плиту чайник.
Лист с березы.
Паша на трамвае.
Котенок за осой.
Пчела в улей мед.
Над городом тяжелые серые тучи.
III. Итог занятия
|
|
Логопед: Прочитайте предложения и назовите предметы вместе с совершаемыми ими действиями. В каком числе стоят глаголы? Докажите.