II. Основная часть. 1. Знакомство с планом путешествия

1. Знакомство с планом путешествия.

Логопед: Чему посвящены оба отрывка? (Зиме.) А где всегда лежит снег? (На Севере.) Вот туда мы с вами и от­правимся сегодня. Посетим крайний Север и соберем новые слова, обозначающие действия предметов и отвечающие на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?

2. Определение времени глаголов.

Логопед: Скажите, какие слова стихотворений подходят к словам: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА?

Дети подбирают подходящее слово-подсказку из выше­названных. Логопед выставляет на доску пособие:

ЧТО ДЕЛАЕТ?

СЕГОДНЯ (НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ)

ЧТО ДЕЛАЮТ?

3. Обогащение словаря действий.

Логопед: Выберите из предложенных средств то, на ко­тором можно будет передвигаться по снежному Северу. За­пишите транспорт и действие. Например: вертолет - летит, ледоход - идет...

Картинки: собачья упряжка, лайнер, исследовательское судно, оленья упряжка, самолёт.

4. Закрепление знаний о животном мире Севера,

Логопед: Вот мы добрались до Севера. Первыми нас встре­чают животные и птицы. Рассмотрите животных Севера на льдине и назовите их.

Картинки: белый медведь, песец, пингвины, касатки, ку­ропатка, северный олень, полярный волк, морж.

Логопед: Подберите и запишите (запись на индивидуаль­ных листах) как можно больше действий к словам, обозна­чающим животный мир Севера.

5. Практическое употребление глаголов в форме единственного и множественного числа настоящег о времени

Логопед: Наш путь лежит мимо научной станции, распо­ложенной между огромных ледяных гор. Рядом - вертолет­ная площадка. Давайте заглянем к ученым и попросим рас­сказать их о своей работе.

Попробуйте ответить на вопросы ученых целыми предложениями, запишите ответы на доске.
- Что делает вертолет на стоянке?

- Что делает подводник?

- Что делает тюлень-крабоед?

- Что делает радист?

- Что делает альбатрос?
6. Физминутка. «Пингвины».

Дети декламируют стихи и выполняют действия.
Вы знаете, пингвины, Но пингвины в холод

Живут на белых льдинах. Никогда не плачут.
А на этих льдинах Там, где лед расколот,

Такая холодина! Целый день рыбачат.

7. Развитие зрительного восприятия.

Логопед: Пока мы веселились и изображали пингвинов, радист получил сообщение, что на нас движутся айсберги. (Дети объясняют значение слова.)

Рассмотрите фотографии айсбергов и скажите, на что они похожи. Если мы быстро выполним задание, то огромные айсберги проплывут мимо.

Картинки: силуэтные изображения айсберга, похожие на: пирамиду; птицу; кита; зайца; медведя; пароход.

8. Работа со сложными словами (задание 11. с. 43).

Логопед: На Севере живут эскимосы, саами, чукчи. Они строят дома из шкур животных, пасут оленей, охотятся, до­бывают золото, ловят рыбу, вырезают фигурки из слоновой кости. Жители хотят нас познакомить со сложными слова­ми, которые нужно постараться объяснить всем вместе.

Прочитайте слова. Объясните их значение письменно с помощью словосочетаний.

КИТОБОЙ -... ОЛЕНЕВОД

РЫБОЛОВ-... ЗВЕРОЛОВ-...

РЫБОЛОВЕЦКОЕ (судно) -...

9. Работа на уровне текста (задание 12. с. 44).

Логопед: Вот и пришло время прощаться с жителями Севера. Пора отправляться в обратный путь. Пока наш ко­рабль держит курс обратно в родной порт, мы запишем все то, что запомнили из путешествия.

Прочитайте запись в судовом журнале и измените слова, обозначающие действия предметов так, чтобы они стояли в форме единственного или множественного числа настояще­го времени. Запишите текст.

На маленьком озере у берегов нарастала полоска льда. Мы видели в воде у берега стайку мелких рыб. Мы бросали в воду маленький камешек. Камешек падал. Лед звенел. На льду оставался след от удара. Рыбки мгновенно прятались под толстый слой льда. Мы обламывали руками хрупкие льдинки. Они хрустели и оставляли на пальцах запах сне­га.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: