double arrow

II. Основная часть. 1. Развитие умения согласовывать количественныечислительные с существительными(задание 2.с

1. Развитие умения согласовывать количественныечислительные с существительными(задание 2.с. 45).

Логопед: Рассмотрите картинку. Посчитайте и запиши­те, сколько каких птиц прилетело к кормушке.


Картинки: четыре вороны, три снегиря, две синицы, пять воробьев.

2. Выделение окончаний _существительных мужского рода при согласовании с количественными числительными (задание 3. с. 46).

Логопед: Составьте словосочетания с числительными 1, 2, 5. Запишите словосочетания. Образец: одно яблоко, два яблока, пять яблок.

Картинки: неваляшка, огурец, апельсин, курица, цыпле­нок, мяч.

Логопед: Назовите существительные мужского рода. На­зовите окончания при их изменении.

Дети называют окончания, логопед по ходу ответов вы­ставляет на доску опорные карточки.

Карточки: -А (-Я); -OB (-EB); -ЕЙ; -ЯТ.

3. Закрепление имения согласования количественных числительных с существительными женского рода.

Логопед: Посмотрите, что мама принесла с базара. (Ово­щи и фрукты.) Назовите, сколько чего? Карточки:

- 1 капуста, 2 морковки, 3 репы, 4 свеклы, 5 редек;

- 1 груша, 2 сливы, 3 картошки, 4 тыквы, 5 дынь.

4. Знакомство с окончаниями существительных женского рода при согласовании с количественными числительными (задание 4. с. 46-47).

Логопед: Составьте предложения со словосочетаниями, которые можно составить при помощи картинок и цифр.

Картинки: 1 клетка, 2 совы, 5 ласточек, 4 велосипеда, 7 самолетов.

Логопед: Назовите существительные женского рода. На­зовите окончания при их изменении.




5. Физминутка.

Дети декламируют стихи и выполняют действия.

Слон, слониха, два слоненка

Шли толпой на водопой.

А навстречу два тигренка

С водопоя шли домой.

Сосчитайте поскорей,

Сколько встретилось зверей.

6. Закрепление умения согласования количественных чис­лительных с существительными на уровне словосочетания (задание 5. с. 47).

Логопед: Измените словосочетания по образцу.

Образец: пять ворон - две вороны.

Три сороки - пять ... Четыре коровы - шесть ...

Одно ведро - пять ... Один трамвай - два ...

7. Закрепление умения согласования количественных числительных с существительными на уровне предложения (задание 6. с. 47).

Логопед: Вставьте в предложения пропущенные слова-названия картинок. Перепишите предложения и укажите, к каким словам относятся слова, обозначающие количество предметов.

На грядке выросло шесть ....

Мама купила на рынке два ....

В вазе стояло три ....

Ване подарили одного ....

Кролик сгрыз три ....

На крыльце спали пять ....

У собаки есть два....

Картинки: репа, морковь, мишка, щенки, лимон, оду­ванчик.

///. Итог занятия

Логопед: Назовите из предложений количественные чис­лительные вместе с существительными, к которым они от­носятся.