Непосредственное наблюдение на местности, на объекте или в отношении индивидуально определенного физического лица

- эпид охр окр ср, ПППС, ДПС

1. Визуальное, в том числе с использованием специальных технических средств, наблюдение на местности за поведением неопределенного конкретно круга физических лиц.

2. Специальное обследование (осмотр) местности - сан, экол, лес противопож

3. Визуальная проверка индивидуально определенного физического лица.

11.4. Методы административного ограничения

ограничение прав и свобод физических лиц и прав организаций и принуждение этих субъектов к соблюдению установленных законодательством правил и требований — это разные методы административно-публичной деятельности. Они различаются как по целям, так и по способам применения.

Методы административного ограничения — это методы, направленные на обеспечение и поддержание необходимого режима безопасности государства, общественной и личной безопасности физических лиц, безопасности организаций посредством установления временных ограничений прав и свобод физических лиц и прав организаций.

1. Фактическим основанием для применения методов административного ограничения является наличие потенциальной или реальной угрозы безопасности государства, общественной безопасности или безопасности отдельных физических лиц и организаций как в локальном, так и в глобальном масштабе. (катастр) –

ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которому права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Методы - в Закон РФ «О милиции», Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» и некоторыми другими.

- выражаются посредством издания компетентными административными органами административно-правовых актов, устанавливающих соответствующие ограничения, а также посредством совершения этими органами, их должностными лицами необходимых для реализации установленных ограничений, запретов и обязанностей административно-правовых действий.

Установление временных полных запретов на реализацию физическими лицами и организациями имеющихся у них прав и свобод (дол лиц ОВД вн войск МЧС – огр дв т.с, карантин

Установление временных част и по террит по кругу лиц) запретов на реализацию физическими лицами и организациями имеющихся у них и прав и свобод. - В отличие от предыдущего метода применение рассматриваемого метода предполагает установление определенных пределов реализации прав и свобод физических лиц и организаций, а не полный запрет на пользование этими правами и свободами. (огр. Дв. Тр-та)

Возложение на физических лиц и организации специальных временных обязанностей. ( В частности, в соответствии со ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - обяз медосмотр), возмезд передача г-ву т.с., лодок

11.5. Методы административного принуждения

Методы административного принуждения — это методы, направленные на прекращение противоправного поведения индивидуальных субъектов и организаций, обеспечение привлечения их к административной и иным видам публично-правовой ответственности, на обеспечение исполнения ими возложенных на них юридических обязанностей посредством применения к указанным субъектам мер административного принуждения.

1. Фактическими основаниями для применения к физическому лицу или организации методов административного принуждения являются:

а) совершение физическим лицом преступления;

б) совершение физическим лицом или организацией административного правонарушения;

в) совершение физическим лицом или организацией иного правонарушения, не являющегося в соответствии с действующим законодательством РФ административным, например налогового или бюджетного;

г) неисполнение физическим лицом или организацией возложенной на него в порядке, установленном законодательством, субъективной юридической обязанности;

д) неисполнение физическим лицом или организацией предъявленного к нему со стороны компетентного административного органа законного требования о совершении этим лицом тех или иных действий или о воздержании от совершения определенных действий.

2.Методы административного принуждения применяются к физическим лицам и организациям компетентными административными органами, в частности органами внутренних дел, государственными инспекциями, органами государственного контроля и надзора, налоговыми и таможенными органами. Фактически рассматриваемые методы могут применяться и судьями.

3. Целями применения методов административного принуждения являются:

а) пресечение совершаемых физическими лицами и организациями преступлений, административных и иных публичных правонарушений;

б) обеспечение необходимых условий для привлечения лиц, совершивших административные правонарушения, к административной ответственности;

в) привлечение лиц, совершивших административные и иные правонарушения в административно-публичной сфере, к административной ответственности;

г) обеспечение исполнения физическими лицами и организациями возложенных на них в установленном законодательством порядке субъективных юридических обязанностей или законно предъявленных к ним соответствующими административными органами властных требований, не выполненных ими добровольно.

Административное пресечение преступлений и иных правонарушений. Сущность данного метода административного принуждения заключается в оказании на физическое лицо или организацию такого властного воздействия, которое позволяет принудительно прекратить совершаемое им преступление или иное правонарушение

характеризуется следующими особенностями:

а) административное пресечение применяется к физическим лицам и организациям, которые находятся в состоянии совершения правонарушения. Иными словами, меры административного пресечения могут применяться к субъекту только до окончания совершения им противоправного действия (бездействия);

б) меры административного пресечения применяются для принудительного прекращения не только административных правонарушений, но и преступлений, а также иных правонарушений, которые не являются в соответствии с действующим законодательством административными, например бюджетных, налоговых, банковских;

в) по своему содержанию метод административного пресечения заключается в оказании компетентным административным органом, его должностными лицами властного воздействия психического, физического, организационно-технического или финансово-экономического характера на физическое лицо или организацию, совершающих противоправное действие (бездействие);

г) административное пресечение применяется с целью принудить лицо к прекращению противоправного действия и тем самым предотвратить или уменьшить его вредные последствия, а также обеспечить в дальнейшем привлечение этого лица к юридической ответственности.

Административное обеспечение привлечения физических лиц и организаций, совершивших административные правонарушения, к административной ответственности. Сущность данного метода состоит в том, что при помощи административно-правовых средств компетентные административные органы создают необходимые условия для обеспечения привлечения лица, совершившего какое-либо административное правонарушение, к административной ответственности.

ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. К числу таких способов относятся:

а) доставление физического лица в помещение компетентного административного органа в целях составления в отношении него протокола об административном правонарушении;

б) административное задержание лица;

в) личный досмотр лица, досмотр вещей, находящихся при физическом лице;

г) осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов;

д) изъятие вещей и документов;

е) отстранение физического лица от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование лица на состояние опьянения;

ж) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

з) арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административных правонарушений;

и) привод лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, к месту рассмотрения дела в случае их неявки без уважительных причин.

Перечисленные способы в литературе и в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях именуются мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и будут подробно рассмотрены ниже в отдельной главе.

Привлечение физических и юридических лиц к административной ответственности. Сущность данного способа заключается в применении к физическим и юридическим лицам, совершившим предусмотренные Особенной частью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и соответствующими законами субъектов РФ какие-либо административные правонарушения, административных наказаний, исчерпывающий перечень которых установлен указанным Кодексом.

Обеспечение исполнения физическим лицами и организациями возложенных на них в установленном законодательством порядке субъективных юридических обязанностей или законно предъявленных к ним со стороны административных органов властных требований, не выполненных ими добровольно.

11.6. Методы административного арбитрирования

Методы административного арбитрирования — это методы, направленные на согласование законных интересов индивидуальных субъектов и организаций, в том числе административных органов, а также на юридическую защиту и восстановление их нарушенных прав в административно-публичной сфере посредством разрешения в административном порядке возникающих между указанными субъектами споров (разногласий).

1. Основанием для применения методов административного арбитрирования является возникновение административного спора (разногласия) между субъектами административного правоотношения.

2. По своему содержанию методы административного арбитрирования проявляются в разрешении административным органом возникшего между субъектами административного правоотношения спора (разногласия) и принятии по нему властного решения.

3. Целями применения методов административного арбитрирования являются:

а) обеспечение урегулирования и согласования законных интересов спорящих субъектов административных правоотношений;

б) обеспечение юридической защиты субъективных прав спорящих субъектов административных правоотношений;

в) обеспечение восстановления нарушенных субъективных прав спорящих субъектов административных правоотношений.

12.1. Понятие и классификация форм
административно-публичной деятельности

под формой административно-публичной деятельности следует понимать внешний официальный, правовой или неправовой способ выражения этой деятельности со стороны административного органа (то, как именно, каким образом проявляется эта деятельность со стороны соответствующего административного органа в отношении других субъектов).

В зависимости от содержания и характера последствий все формы административно-публичной деятельности, как отмечалось выше, подразделяются на два вида.

1. Правовые формы административно-публичной деятельности —это внешние способы ее выражения, характеризующиеся наступлением или возможностью наступления определенных прямых правовых последствий для тех субъектов, в отношении которых эта деятельность осуществляется (возникновение прав и обяз-тей)

правовые формы административно-публичной деятельности, в свою очередь, могут быть подразделены на виды по следующим критериям.

В зависимости от содержания и целей осуществления административно-публичной деятельности:

а) правотворческая форма (принятие ИПА)

б) праворегулятивная форма (совершение д-ий по реализаций прав и обяз-тей)

в) правоохранительная форма (прим ммер ошран и принужд)

В зависимости от направленности административно-пуб­личной деятельности:

а) внутренние формы административно-публичной деятельности (ннаправл на внутр функц-е органа, системы)

б) внешние формы административно-публичной деятельности (реализация адм. прав д-ий вне этой системы)

2. Неправовые формы административно-публичной деятельности —это способы внешнего выражения данной деятельности, характеризующиеся отсутствием прямых правовых последствий и невозможностью их наступления для тех субъектов, в отношении которых эта деятельность осуществляется.

неправовые формы характерны для внутренней административно-публичной деятельности. Посредством этих форм реализуется внутренняя организационно-управленческая деятельность административных органов.

(орг-распоряд и материально-техн д-ия)

12.2. Административно-правовые действия:
понятие и классификация

законодатель отделяет действия, совершаемые административными органами, от издаваемых (принимаемых) ими правовых актов. В частности, по смыслу положений п. 2 ст. 46 Конституции РФ, ст. 1 и 2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» в суде или арбитражном суде могут быть обжалованы не только решения государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, но и совершаемые ими действия. Тем самым законодатель выделяет две правовые формы деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и публичных должностных лиц: издание (принятие) правовых актов и совершение властных юридически значимых действий

Под административно-правовым действием, необходимо понимать властное воздействие административного органа на конкретное физическое или юридическое лицо, не оформляемое посредством издания (принятия) им индивидуального правового акта, осуществляемое на основании соответствующих норм административного права в целях обеспечения правового регулирования поведения этого лица, правовой охраны и защиты его прав и законных интересов, а также прав и законных интересов других лиц, безопасности общества и государства.

основные признаки административно-правового действия.

1. Административно-правовые действия могут совершаться только в процессе осуществления административно-публичной деятельности и являются одной из правовых форм ее выражения.

2. Административно-правовые действия могут совершаться только административными органами.

3. Административно-правовое действие представляет собой не официальный документ, а властное воздействие административного органа определенным способом на субъекта, участвующего в соответствующем административном правоотношении.

4. Административно-правовые действия в отличие от неправовых, в частности организационных и материально-технических действий, всегда влекут или потенциально могут повлечь за собой юридически значимые последствия

5. Совершение большинства административно-правовых действий требует официально-документального оформления посредством составления соответствующих процессуальных документов (протоколов, актов, рапортов и т.п.).

6. Основания и порядок (процедуры) совершения административно-правовых действий определяются нормами административного права, содержащимися как в соответствующих законах, так и в подзаконных нормативных правовых актах

могут совершаться посредством использования административными органами следующих видов властного воздействия:

а) документально-правовое воздействие - посредством составления административным органом или его уполномоченным представителем официальных документов, имеющих юридическое значение (прот, акт, справка)

б) организационно-правовое воздействие — это властное воздействие, осуществляемое посредством вмешательства административного органа или его уполномоченного представителя в организацию работы (деятельности) юридического или физического лица (государственная аккредитация организаций, государственная регистрация юридических лиц, приостановление)

в) технико-правовое воздействие — это властное воздействие, осуществляемое посредством вмешательства административного органа или его уполномоченного представителя в процесс эксплуатации технических устройств (приостановление или запрещение эксплуатации механизмов, оборудования, транспортных средств, ГТО.рег.)

г) имущественно-правовое воздействие — это властное воздействие, осуществляемое посредством лишения физического или юридического лица принадлежащего ему имущества, в том числе денежных средств, ограничения прав владения, пользования и распоряжения этим имуществом (наложение судебным приставом-исполнителем ареста на имущество должника, изъятие у него имущества)

д) лично-правовое воздействие — это властное воздействие, осуществляемое посредством применения к физическим лицам принудительных мер, ограничивающих их личную свободу и неприкосновенность (доставление и административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, личный досмотр лица, досмотр принадлежащих ему вещей

ТЕМА 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: