При изучении первого вопроса студент должен усвоить, что в процессе управления субъект управления воздействует на управляемый объект для достижения определенных целей. При этом даже для достижения одной и той же цели вид и характер воздействия могут существенно различаться. Так, если перед торговым предприятием поставлена задача увеличить объем товарооборота, то решение может быть обеспечено различными способами: путем внедрения прогрессивных форм торгового обслуживания и оказания дополнительных услуг покупателям, расширения ассортимента и повышения цен на товары и услуги, путем материального и морального поощрения работников и другое.
Метод менеджмента – способ воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения определенных целей. |
На практике методы менеджмента являются совокупностью способов и приемов воздействия на коллектив работников и отдельных исполнителей с целью выполнения миссии организации и достижения ее целей. Они направлены на объект управления (фирма, отдел, подразделение и др.), т.е. на работников различных видов деятельности. Их содержание проявляется через особенности приемов и способов влияния, а главной целью является обеспечение гармонии, органического объединения индивидуальных, коллективных и общественных интересов.
|
|
Большое значение имеет оптимальное сочетание методов управления в каждой конкретной ситуации, так как практически невозможно достичь желаемых результатов, применяя какой-либо один метод. Чаще всего применяется их совокупность, в которой один метод дополняется, усиливается другим или группой методов.
Важно отметить, что роль методов менеджмента состоит в том, что они позволяют создавать наиболее благоприятные условия для развития предприятия, эффективно воздействовать на экономические процессы, развивать инициативу трудового коллектива, заинтересованность его в повышении эффективности работы, максимальном использовании материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Классификация методов менеджмента:
1. По характеру воздействия:
- методы прямого воздействия – подчиненный получает конкретные указания (приказ, распоряжение);
- методы непрямого воздействия – создание комплекса условий для достижения конечного результата (методы подбора коллектива по разным признакам, методы формирования психологического климата в коллективе).
2. По способу учета интересов работников:
- методы материального влияния – учитывают имущественные и финансовые интересы работников; включают разнообразные экономические стимулы;
- методы властного влияния – нацелены на упорядочение функций, обязанностей и прав работников, регламентацию и нормирование их деятельности (штатные расписания, регламенты деятельности, положения об исполнителях, договоры, приказы, распоряжения и др.);
|
|
- методы морального влияния – направлены на повышение социально-хозяйственной активности; включают этичные нормы, моральные стимулы, методы установления хороших взаимоотношений между руководителем и подчиненным и др.
3. По форме воздействия:
- количественные методы (калькуляции, сметы, цены, бюджет, материальные стимулы и др.);
- качественные методы (указания, инструкции, моральные стимулы, методы подбора коллектива по психофизиологическим факторам и др.).
4. По содержанию:
- экономические,
- организационно-распорядительные,
- социально-психологические.
Наиболее важное значение имеет классификация методов управления на основе специфики отношений, складывающихся в процессе совместного труда, по характеру воздействия. Эта классификация предполагает деление методов на группы в зависимости от того, на какие рычаги и стимулы они опираются при побуждении объекта управления к действию, соответственно на экономические, организационно-распорядительные и социально психологические методы.