Расчет и оценка показателей рентабельности продаж и продукции

Показатели рентабельности характеризуют прибыльность деятельности организации и рассчитываются как отношение полученной прибыли к объему реализованной продукции (показатели рентабельности продукции) или величине использованных ресурсов (показатели рентабельности активов или капитала), как правило, в процентах. При этом если величина базы сравнения определяется по балансу, то соответствующее значение рассчитывается как среднее за период (в простейшем случае - половина суммы на начало и конец периода).

В странах с развитой рыночной экономикой публикуется информация о “нормальных” значениях показателей рентабельности. Сопоставление показателей конкретного предприятия с их теоретически обоснованными величинами позволяет сделать вывод о финансовом состоянии предприятия. Действительно, тот или иной уровень рентабельности может быть достигнут только при определенном финансовом положении предприятия.

Рентабельность продукции или рентабельностьпродаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. При оценке продукции по себестоимости получается рентабельность продукции (или рентабельность производства), при оценке продукции по цене продажи – рентабельность продаж.

Показатель рентабельности продукции широко использовался в СССР в соответствии с тогдашним представлением об объективности себестоимости и действовавшим порядком формирования цен на основе себестоимости. Продукцию еще не продали, только произвели, а рентабельность уже известна. Это было логично, поскольку продажи осуществлялись по твердым, заранее установленным ценам.

До сих пор этому показателю отдают предпочтение официальные органы статистики и контроля. Например, постановление Правительства РФ №786 от 02.08.2012 г. устанавливает «минимальный уровень рентабельности производства … алкогольной продукции с использованием этилового спирта», который «рассчитывается как отношение годовой прибыли (убытка) от продаж к сумме себестоимости проданной продукции, коммерческих и управленческих расходов». В приведенном цитировании нет ошибки, именно так в тексте постановления: «минимальный уровень … рассчитывается … в размере 5 процентов». Просто такой уровень. Вопрос «почему рентабельность производства, если учитываются не только производственные, но и коммерческие, и управленческие расходы?» оказывается, видимо, уже выше уровня.

В рыночной экономике более востребованным оказывается показатель рентабельности продаж:

Прибыль от продаж

РВ = ─────────────── * 100.

Выручка от продаж

Практически рентабельность продукции обусловлена, в первую очередь, условиями реализации (спрос, маркетинговая политика предприятия), и, в меньшей степени, эффективностью производственной деятельности предприятия (уровень затрат, качество продукции). Рентабельность продукции — это, в первую очередь, характеристика самой продукции и текущего состояния рынка, на котором она реализуется. Поэтому обычно показатели рентабельности продаж для разных предприятий, выпускающих одинаковую продукцию, отличаются незначительно.

В последние годы все чаще встречается показатель рентабельности продаж, рассчитываемый по прибыли до вычета процентов, налогов и амортизации (EBITDA). На практике используется его сокращенное, жаргонное наименование, не вписывающееся в общую схему – рентабельность EBITDA.

Показатели рентабельности активов (капитала) рассчитываются как отношение величины прибыли к стоимости соответственно активов (капитала).

Наиболее общим показателем эффективности экономической деятельности организации в целом является коэффициент рентабельности всех активов(ROA), его называют также экономической рентабельностью. Экономическая рентабельность характеризует прибыль, получаемую организацией с каждого рубля, вложенного в активы:

Общая прибыль (до налогообложения)

РА = ───────────────────────────── * 100.

Среднегодовая стоимость активов

В России принято в подобных формулах, где в числителе и знаменателе сопоставляются показатели из баланса и отчета о прибылях и убытках, рассчитывать по балансу средние значения, как правило, как половину суммы значений на начало и на конец отчетного периода. В западной практике средние значения, как правило, не рассчитываются, а используется значение на отчетную дату. Именно такой подход применен для расчета значений показателей в данном пособии.

В аналитических целях определяются показатели рентабельности отдельных составляющих активов, например, рентабельность основных средств (фондорентабельность).

В некоторых случаях при расчете показателей рентабельности продаж и активов используют чистую прибыль. Так, рентабельность продаж, рассчитанная по чистой прибыли, называется чистой рентабельностью продаж или нормой чистой прибыли. При оценке этих показателей необходимо учитывать их зависимость от условий налогообложения.

В приличном обществе принято считать, что руководство компании не может влиять на величину налога на прибыль, поэтому оценка эффективности использования активов определяется по прибыли до налогообложения.

Кроме того, для оценки эффективности использования активов не имеет значения, за счет каких источников – собственных или заемных – эти активы сформированы. Однако, привлечение заемных источников вызывает возникновение дополнительных расходов (процентов по кредиту), а значит, уменьшение прибыли. Чтобы и этот фактор не оказывал искажающего влияния на оценку, определяют величину прибыли до вычета процентов и налогов (EBIT). В финансовом менеджменте используется показатель рентабельности активов, рассчитываемый именно по прибыли до вычета процентов и налогов (см. ниже).

Инвесторы капитала (акционеры) вкладывают в предприятие свои средства с целью получения прибыли от инвестиций, поэтому с их точки зрения наилучшей оценкой результатов хозяйственной деятельности является наличие прибыли на вложенный капитал. Показатель прибыли на вложенный акционерами (собственниками) капитал называется рентабельностью собственного капитала(ROE):

Чистая прибыль

РСК = ──────────────── * 100.

Собственный капитал

Здесь в числителе – чистая прибыль, поскольку именно она отражает величину дохода собственников, которым они могут распорядиться по своему усмотрению. Рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность использования средств, инвестированных собственниками в предприятие и сравнить ее с возможным доходом от альтернативного вложения этих средств.

По всем показателям рентабельности определяется динамика и дается сравнение с предприятиями-конкурентами.

В России с 2007 г. налоговые органы в процессе отбора объектов для проведения налоговых проверок, используют, в частности, сравнение значений показателей рентабельности продукции и активов, рассчитанных по данным бухгалтерской отчетности, с уровнями рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. (См. Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, подготовленные на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.07 г. № ММ-3-06/333@ с последующими дополнениями и исправлениями).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: