Электропроводность растворов зависит от присутствия в них ионов и их концентрации. В нашем опыте она определяется по наличию свечения нити лампы накаливания и интенсивности свечения.
Выполнение опыта. Собрать установку, состоящую из двух последовательно соединенных угольных электродов, электрической лампочки и штепсельной вилки. Подготовить три стакана (емкостью 50 мл) с небольшими количествами (закрыть дно стаканов) соответственно дистиллированной воды, сахара и поваренной соли. Вставить электроды в стакан с дистиллированной водой, а вилку в штепсель (рис). Отметить, загорается ли лампочка, проводит ли вода электрический ток. Затем перенести электроды сначала в стакан с сахаром, а затем в стакан с солью. Отметить, проводят ли сухие сахар и соль ток. Далее в стаканы с сахаром и солью добавить по 20 - 30 мл воды с последующим погружением в них электродов. Отметить, загорается ли лампочка в обоих случаях. Объяснить наблюдаемые отличия.
Рис. Установка для наблюдения электропроводности растворов
|
|
Повторить опыт с 0,1 н. растворами соляной кислоты, гидроксида натрия, уксусной кислоты и гидроксида аммония (после каждого опыта промывать электроды!). Следить за изменением накала нити лампочки и сделать вывод о степени диссоциации веществ. Вылить раствор гидроксида аммония в стакан с раствором уксусной кислоты, опустить в смесь электроды, отметить изменение накала лампочки. Объяснить результаты эксперимента.
Результаты наблюдений внести в таблицу:
Вещество | Результаты наблюдений | Выводы (неэлектролит/слабый электролит/сильный электролит) | |
Наличие свечения (да/нет) | Интенсивность свечения (слабое/сильное) | ||
Вода | |||
сахар | |||
соль | |||
Р-р сахара | |||
Р-р соли | |||
Р-р HCl | |||
Р-р NaOH | |||
Р-р NH4OH | |||
Р-р CH3COOH | |||
Смесь р-ров NH4OH и CH3COOH |