double arrow

Тема: Дефекты произношения твердых и мягких звуков

Цель: знакомство с основными недостатками произношения твердых и мягких согласных звуков и методикой их исправления.

План:

1. Дефекты твердости и смягчения согласных звуков.

2 Методы исправления нарушений произношения твердых и мягких звуков.

Контрольные вопросы:

1. Объясните, чем отличаются характеристики твердых зву­ков от характеристики их мягких пар.

2. Расскажите, какие дефекты твердости и смягчения со­гласных звуков вы знаете; приведите примеры.

3. Будут ли отражаться недостатки твердости и смягчения согласных звуков на состоянии письменной речи ребенка в пе­риод обучения в школе? Если вы считаете, что будут, то объяс­ните, как и почему.

4. Нужно ли при недостатках твердости и смягчения соглас­ных звуков обследовать строение и функции артикуляционно­го аппарата? Если нужно, то назовите соответствующие упраж­нения.

5. Необходимо ли при недостатках твердости и смягчения согласных звуков обследовать состояние физического и фоне­матического слуха? Какие упражнения вы подберете для обсле­дования?

6. Вспомните причины недостатков твердости и смягчения согласных звуков и исходя из этого сформулируйте основные направления их коррекции. Осветите особенности подготови­тельного этапа при коррекции недостатков твердости и смяг­чения согласных звуков.

7. Какие приемы коррекции недостатков твердости и мяг­кости согласных построены на подражании (с опорой на зри­тельный, слуховой, кинестетический анализаторы)?

8. Назовите приемы коррекции недостатков твердости и мягкости согласных, построенные на использовании механи­ческой помощи? В чем они заключаются?

9. Почему исправление недостатков твердости и смягчения
согласных рекомендуют начинать со звуков [т], [д], [н]?

10. Перечислите основные формы работы по автоматизации
и дифференциации твердых и мягких согласных звуков.

Практические задания:

1) На основании изученной литературы, заполните таблицы №№12, 13.

Таблица 12

Твердые звуки  
Мягкие звуки  

Таблица 13

Варианты дефектов твердости и смягчения согласных звуков примеры Логопедическое заключение
     

2) Подготовьте сообщение о причинах, вызывающих недостатки твердости и смягчения согласных звуков.

Методические указания и дополнительный материал:

При ответе на первый пункт плана обратите внимание на то, что в произношении согласных звуков, имеющих твердую и мягкую пару, наблюдаются дефекты твердости и смягчения согласных звуков.

Большинство согласных звуков русского языка имеет пар­ные мягкие звуки ([п] — [п'], [р] — [р'] и т.д.). Исключением являются звуки [ш], [ж], [ц], не имеющие мягких пар, и звуки [ч], [щ], [j], не имеющие твердых пар.

Переход твердого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъема средней части языка к нёбу.

Факторами, предрасполагающими к возникновению дефек­тов твердости и смягчения согласных звуков, могут быть:

— неправильная форма твердого нёба, когда оно оказыва­ется слишком узким и высоким;

— слабость мышц языка;

— несформированность фонематических процессов;

— снижение физического слуха.

Возможны три варианта дефектов твердости и смягчения со­гласных звуков:

а) замены мягких согласных звуков в речи их парными твер­дыми звуками (масо — «мясо», пат — «пять» и т.д.);

б) смягчение твердых согласных, замена их парными мяг­кими («дом» — дем, «заяц» — зяяць, «тарелка» — тярелка и т.д.);

в) смешение твердых и мягких звуков в речи, т.е. наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону.

Если первые два варианта по своей структуре относятся к фонетико-фонематическим дефектам, то третий вариант является фонематическим, так как изолированно и твердые, и мяг­кие парные звуки артикулируются правильно.

Подготовительные упражнения для постановки мягких зву­ков — выгибание средней части спинки языка и ее опускание.

Отвечая на второй вопрос, перечислите и охарактеризуйте все существующие приемы исправления дефектов смягчения и твердости согласных звуков.

Литература:

1. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. -М., 1973.

2. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. - М., 2002.

3. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973.

4. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М., 1987.

5. Филичева Т.Б.и др. Основы логопедии. - М., 1989.

6. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996.

.6. Фомичева. М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1989.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: