Тема. Автоматизация звука ш в предложениях.
Цели. Закрепление правильного произношения звука ш в предложениях; развитие навыков фонематического анализа, а также анализа структуры предложения; обогащение словаря прила-
гательными; закрепление в речи согласования прилагательного и существительного в роде.
Содержание занятия
1. Организационный момент.
2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука ш.
3. Отгадывание загадок:
Я стою на ножке толстой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шапкой, С бархатной подкладкой. (Гриб.)
— Какая ножка у гриба? (Толстая.)
На припеке у пеньков Много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек Держит алый огонек. Разгибаем стебельки, Собираем огоньки. (Земляника.)
- Какой стебелек у земляники? (Тонкий.)
4. Добавление в предложения слов толстый, тонкий.
У гриба ножка толстая, а у земляники стебелек — тонкий. Предложение повторяется. Определяется, в каких словах есть звук ш, его место в слове.
Дуб толстый, а карандаш—... (тонкий).
|
|
Карандаш тонкий, а хлопушка—... (толстая).
Веревка толстая, а шнурок —...
Бочка толстая, а шланг—...
У слона нога толстая, а у кошки лапа —...
Шило толстое, а иголка—...
- Какие слова вы добавляли? (Толстый, тонкий.)
• —На какой вопрос отвечают эти слова? (Какой?)
— Слова толстый, тонкий обозначают толщину. Повторите.
5. Добавить слово толстый или тонкий в предложения.
Дедушка поливает двор из шланга. (Какого?)
Бабушка вышивает нитками. (Какими?)
Школьники отдыхают под дубом. (Каким?)
Миша пишет карандашом. (Каким?)
6. Анализ предложения Миша пишет тонким карандашом.
Составление графической схемы предложения.
7. Анализ слова карандаш. Составление графической схемы. Опреде
ление места звука ш.
8. Подведение итогов занятия.