Раздел I. Общие вопросы возрастной психологии

Тема 1: Предмет, задачи и методы возрастной психологии.

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет возрастной психологии, ее значение и задачи.

2. Место возрастной психологии в системе научного знания, связь ее с другими науками.

3. Методологические принципы возрастной психологии.

4. Основные исследовательские методы возрастной психологии: наблюдение, эксперимент, беседа, опрос, тестирование, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок, близнецовый метод.

5. Особенности диагностики в возрастной психологии.

6. Специфика методов возрастной психологии по сравнению с методами общей психологии.

7. Стратегии исследования детского развития в возрастной психологии.

Литература:

1. Актуальные проблемы возрастной психологии / Под ред. А.В.Запорожца, П.Я.Гальперина и др.-М.,1978.

2. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии / Под общ. ред. Ф.И.Иващенко, Я.Л. Коломинского.-Минск,1980.

3. Актуальные проблемы психологии: Сб. научн. трудов/ Отв. ред. М.И. Постникова.- Архангельск, 1997.

4. Рыкованов В.А. Возрастная психология.-СПб.,1999.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: возрастная психология, наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности, опрос, тестирование, близнецовый метод, метод экспертных оценок.

2. Составить таблицу «Специфика методов возрастной психологии по сравнению с методами общей психологии».

Наименование метода, его определение Виды Специфика применения в возрастной психологии Специфика применения в общей психологии

3. Салмина Н.Г., Чернышева В.К. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии и внедрение достижений психологической науки в практику // Вопросы психологии.-1980.-№5.(конспект)


Тема 2: Предпосылки, условия и закономерности психического развития.

Вопросы для обсуждения:

1. Категория «развитие», «рост», «созревание».

2. Предпосылки, условия и движущие причины психического развития в онтогенезе.

3. Основные закономерности психического развития.

4. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского:

а). основные положения теории Л.С.Выготского.

б). понятие о низших и высших психических функциях, закон развития высших психических функций.

в). теоретическое и практическое значение для психологии культурно-исторической теории развития психики Л.С.Выготского.

5. Активность человека как фактор развития его личности и психики.

Литература:

1. Божович Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка // Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. Психол. труды / Под ред. Д.И.Фельдштейна.-М.-Воронеж,1995.

2. Брушлинский А.В. О природных предпосылках психического развития человека.-М.,1977.

3. Венгер Л.А., Ибатулина А.А. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга //Вопросы психологии.-1989.-№2.

4. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Психологическая наука и образование.-1996.-№2.

5. Занков Л.В. К вопросу о соотношении обучения и развития //Психологическая наука и образование.-1996.-№4.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: среда, психическое развитие, предпосылки психического развития, условия психического развития, рост, созревание, движущие силы психического развития, закономерности психического развития, низшие психические функции, высшие психические функции.

2. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка// Хрестоматия по возрастной психологии./ Сост. Л.М.Семенюк.-М.,1994.-с.23-26.(конспект) или Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ Сост. И.В.Дубровина, А.В.Прихожан,В.В.Зацепин.-М.,2001.-с.32-36.(конспект).

3. Костюк Г.С. Принцип развития в психологии// Там же.-с.14-23. (конспект)

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.-М.,1998.-с.205-222.(доклад).

5. Гусельцева М.С., Асмолов А.Г. Парадигмы развития в психологии // Мир психологии.- 2007.- №2.- с.18-31.(конспект)

6. Анисимов О.С. Механизмы развития: методологические и психолого-педагогические аспекты //Мир психологии.- 2007.- №2.- с.31-43 (конспект).

7. Деркач А.А., Сайко Э.В. развитие в акмеологии и акмеологическое развитие в структуре онтогенеза // Мир психологии.- 2007.- №2.- с.43-55 (доклад).

8. Малых С.Б. Проблема наследственности в современных психологических исследованиях // Вопросы психологии.- 2004.- №2.- с.136-148 (выписки)

Тема 3: Роль деятельности, общения, воспитания и обучения в психическом развитии.

Вопросы для обсуждения:

1. Деятельность как основное условие развития психики человека. Понятие о ведущей деятельности и ее роль в развитии психики.

2. Роль общения со взрослыми и сверстниками в психическом развитии человека.

3. Диалектическая взаимосвязь воспитания, обучения и психического развития ребенка.

Литература:

1. Брушлинский А.В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности // Психологический журнал.-1994.-№3.

2. Кукаркин А.З. Эволюционно-генетические закономерности и проблема детерминант психического развития человека // Вопросы психологии.-1985.-№3.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: деятельность, ведущая деятельность, признаки ведущей деятельности, общение, воспитание, обучение, «зона ближайшего развития», уровень актуального и потенциального развития.

2. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте.//Хрестоматия по психологии./ Под ред. А.В.Петровского.-М.,1987. (конспект).

3. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка// Хрестоматия по детской психологии/ Ред-сост. Г.В.Бурменская.-М.,1996.-с.20-27. (конспект). Или Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ Сост. И.В.Дубровина, А.В.Прихожан,В.В.Зацепин.-М.,2001.-с.18-26.(конспект)

4. Фельдштейн Д.Н. Закономерности развития деятельности как основа развития личности// Хрестоматия по возрастной психологии./ Сост. Л.М.Семенюк.-М.,1994.-с.121-135.(конспект).

Тема 4: Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие возраста. Календарный возраст и уровень психического развития. Значения возраста и их взаимосвязь.

2. Структура возраста (по Л.С.Выготскому).

3. Динамика возрастного развития. Стабильные и критические периоды. Понятие возрастного кризиса.

4. Принципы построения возрастных периодизаций развития.

5. Возрастные периоды развития. Критерии определения их границ и характеристика периодизаций: Д.Б.Эльконина, Э.Эриксона, З.Фрейда, А.В.Петровского.

Литература:

1. Ганзен В.А., Головей Л.А. К системному описанию онтогенеза человека // Психология развития. Хрестоматия./ Сост. и общая ред. авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ.-СПб.:Питер,2001.-с. 81-97

2. Михайлов Ф.Т. Возраст как культурный феномен // Философские исследования.-1998.-№3.

3. Ньюмен Ю., Ньюмен Б. Различия между детством и взрослостью: идентификационная граница // Журнал практического психолога.-1999.-№2.

4. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии.-1987.-№1.

5. Поливанова К.Н. Возрастные кризисы глазами психолога и педагога // Психологическая наука и образование.-1997.-№2.

6. Эриксон Э. Основополагающая вера и надежда против основополагающей безнадежности // Психология развития. Хрестоматия./ Сост. и общая ред. авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ.-СПб.:Питер,2001.-с.97-125

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: психологический возраст, биологический возраст, календарный возраст, фаза (стадия) психического развития, социальная ситуация развития, возрастные новообразования, сензитивный период, кризис развития.

2. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Хрестоматия по возрастной психологии./ Сост. Л.С.Семенюк.-М.,1994.-с.169-176.(конспект)

3. Фельдштейн Д.И. Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе // Там же.-с.176-190.(краткие выписки).

4. Поливанова К.Н. Периодизация детского развития: опыт понимания // Вопросы психологии.- 2004.- №1.- с.110-120 (конспект).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: