Периодизация возрастного развития (по Э. Эриксону)

Стадии Референтные лица Кризисное противоречие возраста Позитивное новообразование возраста Личностные задачи возраста
Младенчество (от рождения до 1 года) Мать Базовое доверие против базового недоверия к миру Базовое доверие, надежда «Могу ли я доверять миру?»
Раннее детство (1-3 года) Родители Чувство автономии против чувства сомнения в своих возможностях, стыда, зависимости Основы воли «Могу ли я управлять своим поведением?»
Возраст игры (3-5 лет) Семья Чувство инициативности против чувства вины и страха порицания Целеустремленность, целенаправленность «Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?»
Школьный возраст (5-12 лет) Соседи, школа Чувство достижения (трудолюбия) против чувства собственной неполноценности Компетентность, умелость «Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?»
Подростковый и юношеский возраст (12-18 лет) Группы сверстников Эго-идентичность (личностная индивидуальность) против диффузии идентичности (ролевого смешения) Верность «Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды, позиции?»
Молодость (от 18-20 до 25 лет) Друзья, сексуальные партнеры, соперники, сотрудники Переживание интимности (близости) против переживания изоляции (одиночества) Любовь «Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?»
Взрослость (зрелость) (25-60 лет) Раздельный труд и общий дом Творчество (производительный труд) против застоя Забота, милосердие «Что я могу предложить будущим поколениям?»
Старость (после 60 лет) Человечество – «мой род» Вторичная эго-идентичность (личностная целостность) против разочарования в жизни (отчаяния) Мудрость «Доволен ли я прожитой жизнью?»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: