Стадии интеллектуального развития детей ( по Ж. Пиаже)
Название стадии и ее возрастные границы
| Характеристика поведения и мышления детей
|
Сенсомоторная стадия (от рождения до 1,5-2 лет)
| Психологическое отделение ребенком себя от внешнего мира. Познание себя как субъекта действия. Начало волевого управления собственным поведением. Понимание устойчивости, постоянства внешних объектов. Осознание, что предметы продолжают существовать и находиться на своих местах тогда, когда они непосредственно не воспринимаются при помощи органов чувств.
|
Дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет)
| Усвоение языка, представление предметов и их образов словами. Эгоцентризм мышления, выражающийся в трудности становления на позицию другого человека, видение явлений и вещей его глазами. Классификация объектов по отдельным, зачастую случайным признакам.
|
Стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет)
| Возникновение элементарных логических рассуждений относительно объектов и событий. Усвоение представлений о сохранении числа (возраста около 6 лет), массы (примерно 7 лет), веса предметов (около 9 лет). Классификация предметов по отдельным существенным признакам.
|
Стадия формальных операций (с 12 лет)
| Способность мыслить логически, пользуясь абстрактными понятиями. Способность выполнять прямые и обратные операции в уме (рассуждения). Формулирование и проверка предположений гипотетического характера.
|
Теория интенциональности (по Ш. Бюлер)
Фазы
| Возраст
| Намерения
|
| До 15 лет
| Отсутствие четких целей, ребенок живет настоящим и имеет смутное представление о будущем
|
| От 15 до 20 лет
| Человек осознает свои потребности, способности, интересы, осуществляет выбор профессии, партнера, смысла своей жизни (выбор целей происходит на осознанном и неосознанном уровнях).
|
| От 20 до 40-45 лет
| Постановка четких и точных целей, позволяющих добиться стабильности на профессиональном поприще и в личной жизни; принимаются решения по созданию и укреплению своей семьи, рождению детей.
|
| От 45 до 65 лет
| Человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своих свершений, вынужден пересмотреть свои цели с учетом своего профессионального статуса, физического состояния и положения в семье.
|
| 65-70 лет
| Многие люди перестают преследовать цели, которые они ставили перед собой в юности. Оставшиеся силы тратят на семью или различные формы досуга. Осознают свою жизнь как целое, пытаются придать смысл своему существованию.
|