Стадии интеллектуального развития детей ( по Ж. Пиаже)

Название стадии и ее возрастные границы Характеристика поведения и мышления детей
Сенсомоторная стадия (от рождения до 1,5-2 лет) Психологическое отделение ребенком себя от внешнего мира. Познание себя как субъекта действия. Начало волевого управления собственным поведением. Понимание устойчивости, постоянства внешних объектов. Осознание, что предметы продолжают существовать и находиться на своих местах тогда, когда они непосредственно не воспринимаются при помощи органов чувств.
Дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет) Усвоение языка, представление предметов и их образов словами. Эгоцентризм мышления, выражающийся в трудности становления на позицию другого человека, видение явлений и вещей его глазами. Классификация объектов по отдельным, зачастую случайным признакам.
Стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет) Возникновение элементарных логических рассуждений относительно объектов и событий. Усвоение представлений о сохранении числа (возраста около 6 лет), массы (примерно 7 лет), веса предметов (около 9 лет). Классификация предметов по отдельным существенным признакам.
Стадия формальных операций (с 12 лет) Способность мыслить логически, пользуясь абстрактными понятиями. Способность выполнять прямые и обратные операции в уме (рассуждения). Формулирование и проверка предположений гипотетического характера.

Теория интенциональности (по Ш. Бюлер)

Фазы Возраст Намерения
  До 15 лет Отсутствие четких целей, ребенок живет настоящим и имеет смутное представление о будущем
  От 15 до 20 лет Человек осознает свои потребности, способности, интересы, осуществляет выбор профессии, партнера, смысла своей жизни (выбор целей происходит на осознанном и неосознанном уровнях).
  От 20 до 40-45 лет Постановка четких и точных целей, позволяющих добиться стабильности на профессиональном поприще и в личной жизни; принимаются решения по созданию и укреплению своей семьи, рождению детей.
  От 45 до 65 лет Человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своих свершений, вынужден пересмотреть свои цели с учетом своего профессионального статуса, физического состояния и положения в семье.
  65-70 лет Многие люди перестают преследовать цели, которые они ставили перед собой в юности. Оставшиеся силы тратят на семью или различные формы досуга. Осознают свою жизнь как целое, пытаются придать смысл своему существованию.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: