| Стадии развития | Линия нормального развития | Линия аномального развития |
| Раннее младенчество (от 0 до 1 года) | ДОВЕРИЕ К ЛЮДЯМ как взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении. | НЕДОВЕРИЕ К ЛЮДЯМ как результат плохого обращения матери с ребенком, лишения его любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция. |
| Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет) | САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ. Ребенок воспринимает себя как самостоятельного, но пока зависимого от родителей человека. | СОМНЕНИЕ В СЕБЕ И ГИПЕРТРОФИРОВАННОЕ ЧУВСТВО СТЫДА. Ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков. Слабо развита речь, сильное желание скрыть свою ущербность от окружающих людей. Чувство стыда. |
| Раннее детство (около 3-5 лет) | АКТИВНОСТЬ. Живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение, инициативность. | ПАССИВНОСТЬ. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям и людям, подавленность, уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения, чувство вины. |
| Среднее детство (от 5 до 11 лет) | ТРУДОЛЮБИЕ. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитию познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач, нацеленность фантазии и игры на лучшие перспективы, активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу. | ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ. Слаборазвиты трудовые навыки, избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми, острое чувство собственной неполноценности. Чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач. |
| Подростничество, юность (от 11 до 20 лет) | ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ. Развитие временной перспективы – планов на будущее, самоопределение в вопросах: кем быть? И каким быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Четкая половая поляризация в формах поведения. Формирование мировоззрения. Лидерство в группах сверстников. При необходимости подчинение сверстникам. Становление индивидуальности. | ПУТАНИЦА РОЛЕЙ. Смещение и смешение временных перспектив: мысль не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб отношениям с внешним миром. Полоролевая фиксация. Потеря трудовой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках. |
| Ранняя взрослость (от 20 до 40-45 лет) | БЛИЗОСТЬ К ЛЮДЯМ. Стремление к контактам с людьми, желание посвятить себя другим людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. | ИЗОЛЯЦИЯ ОТ ЛЮДЕЙ. Избегание людей, близких, интимных отношений с ними. Неразборчивые и непредсказуемые отношения. Непризнание, изоляция, состояние одиночества. |
| Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет) | ТВОРЧЕСТВО. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная, разнообразная жизнь. Удовлетворенность семейных отношений, гордость за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения. | ЗАСТОЙ. Эгоизм, эгоцентричность, непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Исключительная забота о себе, всепрощение себя. |
| Поздняя взрослость (свыше 60 лет) | ПОЛНОТА ЖИЗНИ. Постоянные раздумья о прошлом, спокойная и взвешенная оценка прошлого. Принятие прожитой жизни. Способность примериться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна. Состояние умиротворения. | ОТЧАЯНИЕ. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно летит слишком быстро. Осознание бессмысленности жизни, потеря веры в себя и других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем доброго, разумного начала. Боязнь приближающейся смерти. |






