| Организационные методы |

| Сравнительный_- «метод поперечных срезов»- сопоставление данных, полученных на разных группах испытуемых | Лонгитюдный – «метод продольных срезов» - сопоставление данных полученных на одной и той же группе испытуемых, по одним и тем же параметрам зафиксированным в разные временные промежутки | Комплексный – изучение интересующего исследователя психологического явления исходя из знаний различных наук |
Эмпирические методы |

| Обсервационные (наблюдение и самонаблюдение) | Психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия и пр.) | Анализ процесса и продуктов деятельности | Моделирование | Эксперимент (формирующий, полевой, естественный) |
| Методы обработки данных |

| Количественный – математико-статистический анализ данных | Качественный – обработка данных с дифференциацией материала по группам, описанием случаев и фактов |
| Интерпретационные методы |

| Генетический (филогенетический, онтогенетический) – интерпретация материала в характеристиках развития с выраженными «вертикальными» связями между уровнями развития | Структурный (классификация, типологизация) – интерпретация через установление «горизонтальных структурных связей между изучаемыми характеристиками | Комплексный – сочетание генетического и структурного методов |
Метод наблюдения в работе с детьми и принципы его организации
Наблюдение – целенаправленное и планомерное восприятие исследователем психических явлений с фиксацией их результатов
Виды наблюдения
| Непосредственное - осуществляется исследователем | Опосредованное - проводится помощником исследователя, который предоставляет исследователю материалы наблюдения | ||
| Открытое | Скрытое | ||
| Включенное – исследователь находится в наблюдаемой им группе испытуемых | Не включенное | ||
| Сплошное и систематическое– регулярное наблюдение в течение определенного периода с фиксацией всех проявлений психической деятельности человека | Выборочное и несистематическое- нерегулярное наблюдение за каким-либо одним психическим явлением | ||
| Внешнее – наблюдение за другими людьми | Внутреннее- самонаблюдение | ||
| Долговременное | Кратковременное | Эпизодическое | |
| Каузальное – наблюдение отдельных случаев, представляющих какой-то интерес | |||
Эксперимент и его виды. Лабораторный и естественный эксперимент
Эксперимент – метод изучения психологических явлений в специально создаваемых условиях, обеспечивающих их активное проявление.
Виды эксперимента
| Лабораторный – осуществляется в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов, приспособлений | Естественный – проводится в условиях, знакомых для испытуемых (классе, мастерской и пр.) |
| Констатирующий – установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования | Формирующий – предполагает активное формирование изучаемого свойства в процессе специально организованного обучения и воспитания |
Комплексный – изучение интересующего исследователя психологического явления исходя из знаний различных наук






