Классификация методов возрастной психологии (по Б.Г. Ананьеву)

Организационные методы

Сравнительный_- «метод поперечных срезов»- сопоставление данных, полученных на разных группах испытуемых Лонгитюдный – «метод продольных срезов» - сопоставление данных полученных на одной и той же группе испытуемых, по одним и тем же параметрам зафиксированным в разные временные промежутки Комплексный – изучение интересующего исследователя психологического явления исходя из знаний различных наук
Эмпирические методы

Обсервационные (наблюдение и самонаблюдение) Психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия и пр.) Анализ процесса и продуктов деятельности Моделирование Эксперимент (формирующий, полевой, естественный)
Методы обработки данных

Количественный – математико-статистический анализ данных Качественный – обработка данных с дифференциацией материала по группам, описанием случаев и фактов
Интерпретационные методы

Генетический (филогенетический, онтогенетический) – интерпретация материала в характеристиках развития с выраженными «вертикальными» связями между уровнями развития Структурный (классификация, типологизация) – интерпретация через установление «горизонтальных структурных связей между изучаемыми характеристиками Комплексный – сочетание генетического и структурного методов

Метод наблюдения в работе с детьми и принципы его организации

Наблюдение – целенаправленное и планомерное восприятие исследователем психических явлений с фиксацией их результатов

Виды наблюдения

Непосредственное - осуществляется исследователем Опосредованное - проводится помощником исследователя, который предоставляет исследователю материалы наблюдения
Открытое Скрытое
Включенное – исследователь находится в наблюдаемой им группе испытуемых Не включенное
Сплошное и систематическое– регулярное наблюдение в течение определенного периода с фиксацией всех проявлений психической деятельности человека Выборочное и несистематическое- нерегулярное наблюдение за каким-либо одним психическим явлением
Внешнее – наблюдение за другими людьми Внутреннее- самонаблюдение
Долговременное Кратковременное Эпизодическое
Каузальное – наблюдение отдельных случаев, представляющих какой-то интерес
       

Эксперимент и его виды. Лабораторный и естественный эксперимент

Эксперимент – метод изучения психологических явлений в специально создаваемых условиях, обеспечивающих их активное проявление.

Виды эксперимента

Лабораторный – осуществляется в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов, приспособлений Естественный – проводится в условиях, знакомых для испытуемых (классе, мастерской и пр.)
Констатирующий – установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования Формирующий – предполагает активное формирование изучаемого свойства в процессе специально организованного обучения и воспитания

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: