Для правильного и бесперебойного транспортирования грузов необходимо обеспечить основные и вспомогательные цехи предприятия и транспортный цех достаточным числом соответствующих транспортных средств. Для расчета потребности в определенных видах транспортных средств и для последующей организации их работы необходимо определить грузообороты предприятия и цеха, грузовые потоки и номенклатуру транспортируемых грузов.
Грузооборотом предприятия или цеха называется количество груза, подлежащего перевозке за определенный период времени (год, квартал, месяц, сутки, смену). Грузовой оборот равен сумме отдельных грузовых потоков.
Грузовой поток - это количество грузов, перемещаемых в определенном направлении между пунктами погрузки и выгрузки.
Грузооборот цеха определяется по таблице, состоящей из двух частей: поступления и отправления грузов. В каждой части таблицы указываются пункты, наименование и количество груза.
Грузооборот завода рассчитывается на основе грузооборотов цехов и общезаводских складов в виде шахматной ведомости, которая дает наглядную картину грузооборота и служит основой для определения количества транспортных средств по соответствующим маршрутам.
|
|
Исходя из типа маршрута, грузопотоков и объема перевозок по каждой группе грузов, выбирают транспортные средства и рассчитывают потребность в них по следующим формулам:
w Маятниковые маршруты устанавливаются между двумя пунктами. Они могут быть:
§ односторонними, когда транспортные средства двигаются в одну сторону с грузом, а в другую сторону без груза;
n
Σ Nj x Qшт. j
j=1 2L
Кт.с. = -------------------------------- x ﴾ ------- + tп + tp ﴿,
q x Kис x Fэф x Kсм x 60 Vср
где Nj – количество изделий j-того типоразмера (наименования), перевозимых в течение планового (расчетного периода), шт.;
Qшт. j – масса единицы изделия j-того типоразмера (наименования), кг;
q - грузоподъемность единицы транспортного средства, кг;
Kис – коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства;
Fэф – эффективный фонд рабочего времени работы единицы транспортного средства для односменного режима, ч;
Kсм – число рабочих смен в сутки;
L – расстояние между двумя пунктами маршрута, м;
Vср – средняя скорость движения транспортного средства, м/мин;
tп, tp – время на одну погрузочную и одну разгрузочную операции за каждый рейс, мин;
j – номенклатура перевозимый изделий;
§ двухсторонними, когда грузы транспортируются в обоих направлениях;
n
Σ Nj x Qшт. j
j=1 2L
Кт.с. = -------------------------------- x { ------- + 2 x (tп + tp)}
q x Kис x Fэф x Kсм x 60 Vср
§ веерными, когда грузы двигаются в нескольких направлениях.
|
|
w Кольцевые маршруты устанавливаются при обслуживании ряда пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного пункта к другому. Они могут быть:
· с нарастающим грузопотоком;
n
Σ Nj x Qшт. j
j=1 2L´
Кт.с. = -------------------------------- x { ------- + Kпр x(tп + tp) },
q x Kис x Fэф x Kсм x 60 Vср
где L´ - длина всего кольцевого маршрута, м;
Kпр – число погрузочных-разгрузочных пунктов
· с затухающим грузопотоком;
n
Σ Nj x Qшт. j
j=1 L´
Кт.с. = -------------------------------- x { ------- + tп + Kпр x tp) }
q x Kис x Fэф x Kсм x 60 Vср
· с равномерным грузопотоком
n
Σ Nj x Qшт. j
j=1 2L´
Кт.с. = -------------------------------- x { ------- + Kпр x(tп + tp) }
q x Kис x Fэф x Kсм x 60 Vср
Количество груза, перевозимого за одну смену, определяется по формуле:
Qг
Qсм = -----------------------,
Др x Kн x Kсм
где Qг – годовой грузооборот на данном маршруте, кг, т;
Др - число рабочих дней в году;
Kн – коэффициент неравномерности перевозок (0,85);
Kсм – число смен в сутки.
Время пробега транспортного средства по заданному маршруту рассчитывается по формуле:
L
Тпроб = ----------,
Vср
Время, затрачиваемое транспортным средством на прохождение одного рейса, составляет:
Тр = 2 Тпроб + tп + tp или Тр = 2 Тпроб + 2 (tп + tp)
13.3. Организация, планирование и диспетчеризация работы транспортного хозяйства
Планирование работы транспортного хозяйства включает:
Ø технико-экономическое планирование
Технико-экономическое планирование заключается в разработке годового плана с разбивкой по кварталам. Как правило, этот план включает:
а) производственную программу выпуска продукции заводом;
б) план по труду;
в) лимиты материально-технического обеспечения;
г) план по себестоимости транспортных работ;
д) план организационно-технических мероприятий;
е) сводку технико-экономических показателей.
При планировании определяются:
ü грузооборот и объем погрузочно-разгрузочных работ;
ü потребность в транспортных и погрузочно-разгрузочных средствах (шахматная ведомость, грузовые потоки и расчеты потребности в транспортных средствах);
ü потребность в кадрах и фонды заработной платы;
ü потребность в топливе (горючем) и смазочных материалах;
ü объемы ремонтных работ и потребность в материалах и запасных частях;
ü цеховые расходы (смета затрат).
Кроме того, составляются смета затрат по транспортному хозяйству и калькуляция себестоимости транспортных услуг (себестоимости транспортировки 1 т груза и себестоимости погрузки и выгрузки 1 т груза).
Расчеты по планированию проводятся на основе технически обоснованных норм работы транспортных средств, материальных затрат и других плановых нормативов.
Ø оперативно-календарное планирование
Оперативно-календарное планирование работы транспортного хозяйства состоит в разработке программ и заданий на смену, сутки на перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, а также в текущем регулировании работы транспортных средств.
Ø диспетчеризация
Диспетчеризация транспортной работы заключается в составлении графиков и сменно-суточных заданий по перевозке грузов, в оперативном регулировании и контроле за их выполнением. К техническим средствам, которые он использует, относятся: диспетчерские табло, схемы, графики, радио- и телефонная связь, сигнализация и др.
Оперативное регулирование сводится к наблюдению за выходом на линию определенного графиком и сменно-суточными заданиями количества транспортных средств, к контролю за выполнением суточного плана перевозок, к ликвидации аварий, замене транспорта в случае поломок.
Оперативный учет по работе транспортного хозяйства осуществляется в суточном и месячном разрезах: суточный рапорт о работе транспортного цеха и месячный отчет о производственной и хозяйственной деятельности транспортного хозяйства в целом.
|
|
В сводку технико-экономических показателей включаются:
ü коэффициент использования парка транспортных средств по времени (число часов фактической работы парка, деленное на фонд рабочего времени парка);
ü коэффициент использования пробега (пройденное расстояние с грузом в километрах, деленное на полный пробег с грузом и порожняком);
ü коэффициент использования тоннажа (фактическое количество перевезенного груза в тоннах, деленное на номинальную амортизацию оборудования, умноженную на число поездок);
ü себестоимость 1 машино-часа, рассчитываемая по формуле:
Spn = З +A + R + e + M + np ,
где З - заработная плата с начислениями обслуживающего персонала;
А - амортизация оборудования;
R - расходы на текущий ремонт оборудования;
е - стоимость энергоресурсов (топлива);
М - затраты материалов (смазочные, обтирочные и др.);
np - прочие расходы (связанные с уходом и надзором).
ü себестоимость переработки 1 т груза, составляющая
Spn
Sт = -------,
Q,
где Q - масса груза, перевозимого за 1 час, т;
ü расход энергии (топлива) - нормы и отклонения;
ü расход смазочных и обтирочных материалов - нормы и отклонения.