Коммуникативный метод

Это основа современного этапа развития методики. Авторы: Хаймс, Савиньон, Андервуд. В России – Е.И. Пассов. Появился на западе в начале 70-х годов. Основан на теориях гуманизма и функционализма. Это учение через общение, а не через заучивание грамматики. Язык – средство выражения речевых намерений, т.е. функций языка. Этот метод и функциональный подход предлагают изучать все варианты, все средства выражения одного и того же намерения.

Цель – формирование коммуникативной компетенции

Структура коммуникативной компетенции:

a. лингвистическая (языковая) – что учить? – знание правил фонетики, лексики, грамматики;

b. речевая (дискурсивная) – как объединить слова в высказываниях?

c. социокультурная – умение высказываться соответственно ситуации;

d. стратегическая – способность выйти из трудного положения и программирование высказываний.

Принципы:

a. основное – не форма, а функция;

b. безошибочность не является основным критерием, главное раскрыть основной смысл, рекомендуется беглость в разговоре, Учитель во время речи ученика только фиксирует ошибки, но не останавливает ученика;

c. ученик должен уметь разговаривать спонтанно, у Учителя должен быть набор проблем, вопросов, чтобы создать мотив высказывания, причём создание мотивов должно быть естественным;

d. грамматику изучают, но она не является единственным ядром обучения, она лишь средство для правил общения;

e. должен использоваться аутентичный языковой материал;

f. учитель играет направляющую роль, даёт стимулы для общения, создаёт различные ситуации

Основные упражнения в коммуникативном методе

1. Парная, групповая работа: диалоги, полилоги, симуляции – представление ситуаций, ролевая игра, проекты (1-2-4 чел), совместно собирают материал – анкеты, фотографии, картинки, интервью, оформление материала в форме альбома + магнитофонные записи + Интернет-проекты. Обязательно выражение собственного мнения по проблеме и публичная защита проекта.

2. Раздельное чтение, слушание (jigsaw reading/listening) – Одна часть группы выходит, другая слушает, потом наоборот. Затем дополняют недостающую информацию. Идея – восстановить пробелы в знаниях. Используется проблемный вопрос – «open question», обмен репликами/клише, заучивание наиболее распространённых фраз, распределение по функциям языка (подтверждение, спор, сомнение, запрос информации).

Лекция 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: