Это основа современного этапа развития методики. Авторы: Хаймс, Савиньон, Андервуд. В России – Е.И. Пассов. Появился на западе в начале 70-х годов. Основан на теориях гуманизма и функционализма. Это учение через общение, а не через заучивание грамматики. Язык – средство выражения речевых намерений, т.е. функций языка. Этот метод и функциональный подход предлагают изучать все варианты, все средства выражения одного и того же намерения.
Цель – формирование коммуникативной компетенции
Структура коммуникативной компетенции:
a. лингвистическая (языковая) – что учить? – знание правил фонетики, лексики, грамматики;
b. речевая (дискурсивная) – как объединить слова в высказываниях?
c. социокультурная – умение высказываться соответственно ситуации;
d. стратегическая – способность выйти из трудного положения и программирование высказываний.
Принципы:
a. основное – не форма, а функция;
b. безошибочность не является основным критерием, главное раскрыть основной смысл, рекомендуется беглость в разговоре, Учитель во время речи ученика только фиксирует ошибки, но не останавливает ученика;
c. ученик должен уметь разговаривать спонтанно, у Учителя должен быть набор проблем, вопросов, чтобы создать мотив высказывания, причём создание мотивов должно быть естественным;
d. грамматику изучают, но она не является единственным ядром обучения, она лишь средство для правил общения;
e. должен использоваться аутентичный языковой материал;
f. учитель играет направляющую роль, даёт стимулы для общения, создаёт различные ситуации
Основные упражнения в коммуникативном методе
1. Парная, групповая работа: диалоги, полилоги, симуляции – представление ситуаций, ролевая игра, проекты (1-2-4 чел), совместно собирают материал – анкеты, фотографии, картинки, интервью, оформление материала в форме альбома + магнитофонные записи + Интернет-проекты. Обязательно выражение собственного мнения по проблеме и публичная защита проекта.
2. Раздельное чтение, слушание (jigsaw reading/listening) – Одна часть группы выходит, другая слушает, потом наоборот. Затем дополняют недостающую информацию. Идея – восстановить пробелы в знаниях. Используется проблемный вопрос – «open question», обмен репликами/клише, заучивание наиболее распространённых фраз, распределение по функциям языка (подтверждение, спор, сомнение, запрос информации).
Лекция 3