Конъюнктура мирового товарного рынка: понятие и методы оценки

Конъюнктура рынка — это совокупность условий (черт), определяющих рыночную ситуацию в определенный момент времен.

Понятие рыночной ситуации включает:

§ соотношение спроса и предложения на товары (услуги);

§ тенденции развития рынка;

§ уровень устойчивости

§ масштаб рыночных операций и степень деловой активности;

§ уровень коммерческого (рыночного) риска;

§ сила и размах конкурентной борьбы;

§ нахождение рынка в определенной фазе экономического или сезонного цикла.

Конъюнктура рынка постоянно изменяется под воздействием широкой совокупности факторов (конъюнкутурообразующие) – экономических, научно-технических, политических, социальных и др.

Существует три уровня исследования конъюнктуры рынка: общеэкономический, отраслевой, товарный

На развитие конъектуры влияют факторы:

1. циклический характер развития экономики. Необходимо установить фазы цикла, которые проходит отрасль или рынок в данный период. К циклическим факторам можно отнести сезонность производства и потребления.

2. нециклические факторы. Они подразделяются на: постоянно действующие и не постоянно действующие. К постоянно действующим факторам относятся: НТП, концентрация производства и капитала, государственно-монополистический капитализм, милитаризация экономики, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.

К непостоянным нециклическим факторам относятся: (забастовки, бойкоты и т.д., стихийные бедствия (наводнения, ураганы, засухи, землетрясения и т. п.), спекулятивные факторы, международные и внутренние политические кризисы, чрезвычайная обстановка, и т.п.

Организация работы по изучению общехозяйственной и товарной конъюнктуры и, в частности, проведение анализа и прогнозирования конъюнктуры состоит из последовательных стадий:

1. определение объекта исследования;

2. накопление исходных данных и других материалов;

3. осуществление анализа конъюнктуры;

4. разработка прогноза развития конъюнктуры.

В настоящее время существует множество разнообразных методов оценки.

Экстраполяция основана на анализе сложившихся в прошлом и настоящем закономерностей развития изучаемого экономического явления и распространения этих закономерностей на будущее. Предполагается, что основные соотношения, пропорции и темпы роста, характерные для данного явления, с большей степенью вероятности без существенных изменений могут иметь место в перспективе.

Экспертные оценки основываются на опыте, знаниях и интуиции высококвалифицированных специалистов. Эти методы являются наиболее часто применяемыми и во многих случаях основополагающими при разработке экономических прогнозов. Весьма распространены коллективные экспертные оценки (метод «мозговых атак» или мозгового штурма).

Экономико-математическое моделирование. Применение этого метода дает возможность установить определенные количественные закономерности, характеризующие развитие рынка, и дать количественную оценку значимости отдельных показателей, отражающих воздействие различных конъюнктурообразующих факторов.

Анализ спроса. При анализе и оценке спроса на исследуемый товар первостепенное значение имеет выявление потребностей в товаре, уровня покупательной способности населения, требований покупателя к товару, факторов предпочтения при выборе товаров покупателем, а также перспектив изменения потребностей в товаре, выраженных не только темпами роста, но и характеристикой жизненного цикла товара.

Анализ предложения. При проведении анализа предложения товара на рынке важное значение имеют: количественная оценка предложения конкретного товара; структура предложения; степень обновления ассортимента, значение новых товаров, технико-экономические характеристики новых и перспективных товаров; уровень цен на товары различных моделей и модификаций; доля фирм.

«Кабинетные» исследования, в которых применяются методы экономического анализа в сочетании с элементами эконометрики и математической статистики, и проводятся они на основе компьютерной техники.

Изучение рынка на месте является наиболее сложным и дорогим, но самым эффективным методом изучения рынка. К нему прибегают лишь крупные фирмы.

Метод пробных продаж используется в тех случаях, когда отсутствуют необходимые сведения о рынке, и фирма не имеет времени для его всестороннего изучения, а также при реализации новых и редких для изучаемого рынка товаров.

Поддержание личных деловых контактов с представителями иностранных фирм имеет важное значение для изучения рынков. Эти контакты устанавливаются и поддерживаются как путем взаимных посещений фирм, так и во время встреч деловых людей на международных ярмарках, выставках, международных аукционах, товарных биржах и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: