double arrow

Автоматизация

Автоматизация звука [х] осуществляется в следующей последовательности. Звук [х'] автоматизируется аналогично.

1. Прямые слоги

Ха-ха-ха-ха-ха

хо-хо-хо-хо-хо

ху-ху-ху-ху-ху

хы-хы-хы-хы-хы

хи-хи-хи-хи-хи

хо-хо-ху-хи-хи

хо-ха-хы-хи-ху

ху-хы-хи-ха-хо

хы-ха-хо-ху-хи

2. Слова с прямыми слогами со звуком [х] в начале, конце и середине слова:

Хата, халва, халат, холм, хомяк, хор, хитрость, хижина, хурма, хулиган, хутор, мох, мех, петух, лапух, духи, нахал, поход, муха, мухомор.

3. Слоги со стечением согласных:

хва-хво-хву-хвы

хво-хву-хвы-хва

хву-хвы-хва-хво

хвы-хва-хво-хву

хла-хло-хлу-хлю-хлы-хле

хло-хлу-хлю-хли-хле-хла

хлу-хлю-хли-хле-хла-хло

хлы-хле-хла-хло-хлу-хлю

4. Слова со стечением согласных:

Хватка, хвоя, хвост, хвощ, хворь, хлам, хлопок, хлюпать, хлеб, прохлада, вахта

5. Словосочетания (проговаривание, выборочное спряжение)

Хватать петуха. Хвалить художника. Ходить по холму. Хочется хлеба. Нюхать духи. Холодная хурма. Похрустеть халвой. Отмахнуться от мухи.

6. Работа с фразой

Договаривание предложений на [х]:

Картинку нарисовал ………… (музыкант, артист, художник).

Продукты хранятся в …………(комоде, холодильнике, столе).

В хлебнице лежит …………(молоко, хлеб, маргарин).

7. Работа в связной речи

Составление рассказов по картинкам:

Кухня, холодильник, хлеб, муха.

Охотник, хомяк, мох, холм.

Заучиванеие стихотворений

Хомяк зимою, в холод лютый

Не хочет мерзнуть ни минуты.

Хитрец холодною порой

Храпит в хоромах под землей. (В. Лунин)

Дифференциация

В случае хитизма работа над звуком [х] заканчивается этапом ав­томатизации ввиду отсутствия замен или смешений иско­мого звука. При парахитизме после автоматизации нарушенного звука необходимо проведение работы по дифференциации [х] от зуков-заменителей [к], [с], [т]. Логопед обращает внимание ребёнка на различия не только в звучании, но и в артикуляции. Дифференциация проводится в слогах, словах, предложениях, стихотворениях и рассказах. Работу можно будет считать законченной лишь тогда, когда будет постоянно правильно употреблять эти звуки в самостоятельной речи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зиндер Л.Р. Общая фонетика, М.– Академия, 1979.

2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика, М. – Владос., 2003

3. Дьякова Е.А. Логопедический массаж, М. – Академия, 2003

4. Ковшиков В.А. Исправление нарушения различения звуков, Спб. – САТИС., 1995

5. Логопедия под ред. Л.С. Волковой, М. – Владос., 2006

6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов, М. – Владос., 1999

7. Российская Е.Н. Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи, М. – АРКТИ., 2003

ТЕСТ

1. Артикуляции звука [x] характерно:

А. Кончик языка опущен и значительно отдалён от нижних зубов, а задняя часть спинки языка смыкается с нёбом.

Б. Кончик языка находится за нижними резцами, средняя часть спинки языка образует щель с нёбом.

В. Кончик языка опущен и отдален от нижних зубов, задняя часть языка приподнята к нёбу, образуя с ним щель.

2. Какие наиболее оптимальные артикуляционные упражнения подходят для постановки звука [x]:

А. «Заборчик», «Трубочка», «Чашечка», «Лопаточка».

Б. «Прятки», «Горка», «Катушка», «Киска сердится».

В. «Вкусное варенье», «Качели», «Иголочка», «Горочка».

3. Механический способ постановки звука [x] заключается в следующем:

А. от [с] или [са]

Б. от [т] или [та]

В. от [з] или [за]

4. Способ постановки звука [х] по подражанию:

А. “покашляем “

Б. “ погреем ручки”

В. “сдуваем шарик”

5. Мягкий звук [х] отличается в артикуляции от парного твёрдого звука перемещением щели, образуемой языком и нёбом:

А. вперёд, к средней части,

Б. к передней части,

В. к задней части.

Ответы: 1- В; 2 – Б; 3 – А; 4 – Б; 5 - А.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: