Подготовительный этап включает в себя артикуляционные упражнения, необходимые для выработки артикуляторных позиций, характерных правильному произношению нарушенного звука [х], то есть необходимо отработать подъём задней части языка к нёбу и положение кончика языка вниз к нижним резцам.
«Прятки» - кончик языка поочерёдно прячется то за верхние, то за нижние резцы.
«Горка» - рот прикрыт. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние резцы. Удерживать в таком положении 15 секунд.
«Почистим нижние зубы» - вибрация кончика языка за нижними зубами.
«Киска сердится» - поднимание средней части спинки языка и выгибание её горбиком.
«Катушка» - кончик языка упереть в нижние резцы. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Сделать 15 раз. В отличие от упражнения «Горка», язык в форме валика перемещается вперёд-назад.
Постановка
Прежде всего, следует попытаться получить правильное произношение [x] по подражанию, исходя из звука [к] и сопровождая артикуляцию придыханием. Результатом должна быть своеобразная язычно-задненёбная аффриката, нечто вроде [кх]. В дальнейшем остаётся лишь отделить фрикативную часть такого сочетания такого сочетания от взрывной и закрепить полученную артикуляцию упражнением. Игровая форма: посмеёмся «хи-хи-хи». «Погреем ручки» - предложить ребёнку подуть на ручки тёплым воздухом.
|
|
Постановка [x] от [с] с механической помощью. Ребёнка побуждают произнести слоги «са-са-са», нажимая шпателем на переднюю часть спинки языка и удерживая ее за нижними резцами, в результате чего получается «ся». Далее произнесение слога «са» сочетается с более глубоким нажимом на язык — получается «хя». Твердый звук [х] в сочетании с гласным [а] получается при еще более глубоком продвижении передней части спинки языка шпателем.