Психологический факультет
Кафедра общей психологии
Р.Ф.Сулейманов, Т.Н.Васильева
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ
ПО ПСИХОЛОГИИ
КАЗАНЬ – 2013
УДК 001.8: 159.9
ББК 73+88
М 54
Печатается по решению секции психолого-педагогических дисциплин
Учебно-методического Совета Института экономики, управления и права (г. Казань)
Авторы-составители: Р.Ф.Сулейманов, Т.Н.Васильева
М 54 Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по психологии / авт. – сост. Р.Ф. Сулейманов, Т.Н. Васильева. – 4-е изд. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2014. – 42 с.
Методические рекомендации обсуждены и одобрены на заседании кафедры общей психологии.
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 030300.62 «Психология» и соответствует ФГОС ВПО по данному направлению. Методические указания содержат общие требования к выполнению курсовой (бакалаврской) работы, порядок оформления, требования к содержанию, программное обеспечение, необходимое для выполнения работы и ее защиты.
|
|
УДК 001.8: 159.9
ББК 73+88
Ó Институт экономики,
Управления и права,
Ó Сулейманов Р.Ф.,
Васильева Т.Н., 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр. | |
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… | |
1. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ | |
1.1. Общие требования к курсовой работе…………………………… | |
1.2. Общие рекомендации к выбору темы……………………………. | |
1.3. Составление плана курсовой работы…………………………….. | |
1.4. Библиографический подбор и изучение литературных источников………………………………………………………………. | |
1.5. Сбор и анализ эмпирического материала………………………... | |
2. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………………………….. | |
2.1. Титульный лист……………………………………………………. | |
2.2. Содержание (оглавление)…..……………………………………... | |
2.3. Введение…………………………………………………………… | |
2.4. Главы основной части…………………………………………….. | |
2.5. Выводы и заключение…………………………………………… | |
2.6. Список использованной литературы…………………………….. | |
2.7. Приложение………………………………………………………... | |
3. ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………. | |
3.1. Правила оформления курсовых работ | |
3.2. Защита курсовых работ | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………… | |
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
Курсовые проекты являются неотъемлемой частью подготовки бакалавров с высшим психологическим образованием в соответствии с федеральным государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования и способствуют формированию компетенций в области научно-исследовательской деятельности. Курсовая работа по общей психологии должна подтверждать уровень подготовленности студентов, соответствующий требованиям, предъявляемым на определенном этапе обучения.
|
|
Цель курсовых работ состоит в приобретении навыков самостоятельного решения практических проблем с научных позиций и письменного изложения полученных результатов. Данные навыки являются необходимыми не только академическим ученым и исследователям, но и психологам–практикам. В процессе подготовки и написания курсовых работ, обучающиеся должны научиться проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии. В результате этой работы они должны:
знать: основы проведения психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний;
уметь: проводить стандартное психологическое исследование, описывать и представлять его результаты;
владеть: навыками проведения психологических исследований, обработки и описания его результатов, составления и оформления отчётов.
Студентам факультета психологии ИЭУиП, обучающимся по направлению подготовки 030300.62 «Психология», необходимо выполнить курсовую работу: по дисциплине «Общая психология» (в 4 семестре студентам дневной и заочной форм обучения и во 2 семестре – студентам заочной формы с сокращёнными сроками обучения). Студентам, обучающимся по направлению подготовки 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование» во 2 семестре так же необходимо выполнить курсовую работу по дисциплине «Общая и специальная психология».
Выполнение курсовой работы предусмотрено учебным планом и обязательно для каждого студента. В результате выполнения курсовой работы студент должен показать умение вести исследовательскую деятельность.Курсовые работы должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении содержания и оформления.
Практика показывает, что студенты испытывают трудности при написании курсовой работы. При этом они испытывают недостаток в методических пособиях, посвященных выполнению научных работ. Задача данного пособия – помочь студентам, работающим над курсовой работой, правильно выбрать тему, проанализировать и обобщить библиографический и фактический материал по теме; выделить научную проблему и обоснованно выдвигать гипотезу, организовать и провести сбор эмпирических данных; проанализировать и обобщить их, оформить свой текст в соответствии с определенными требованиями и т.д.
Компетенции студента, осваиваемые при выполнении курсовой (бакалаврской) работы
Студент по направлению подготовки 030300.62 «Психология» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:
КОМПЕТЕНЦИИ | Перечень компонентов | |
Индекс | формулировка | |
ОК-4 | Использует систему категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики | Знать: специфику и значение психологического знания для понимания современной научной картины мира в системе наук о человеке; Уметь:устанавливать связи между теоретическим и эмпирическим уровнями познания психической активности человека; Владеть: категориальным аппаратом психологической науки для реализации различных целей профессиональной деятельности (научно-исследовательской, практической, преподавательской, просветительской) |
ПК-6 | Способность к психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека | Знать: психические явления, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики, существующие в мировой психологической науке направления, теоретические подходы Уметь: применять общепсихологические знания о познавательной, эмоциональной, мотивационно-волевой сферах личности в целях понимания, постановки и разрешения профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности; Владеть: основами профессионального мышления психолога, позволяющими осознавать и концептуализировать окружающую действительность с позиции общепсихологического знания |
ПК-9 | Способность к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики | Знать: методы и результаты классических и современных исследований психических явлений, состояний и свойств личности; Уметь: прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях; Владеть: критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик. |
ПК-10 | Способность к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности | Знать: методы и результаты классических и современных исследований психических явлений, состояний и свойств личности Уметь: анализировать собственную профессиональную деятельность и возможные пути профессионального саморазвития, в том числе основания для выбора дальнейшего образовательного маршрута; Владеть: категориальным аппаратом психологической науки для реализации различных целей профессиональной деятельности (научно-исследовательской, практической, преподавательской, просветительской); |
ПК-11 | участие в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии | Знать: методы и результаты классических и современных исследований психических явлений, состояний и свойств личности Уметь: применять общепсихологические знания о познавательной, эмоциональной, мотивационно-волевой сферах личности в целях понимания, постановки и разрешения профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности; Владеть: категориальным аппаратом психологической науки для реализации различных целей профессиональной деятельности (научно-исследовательской, практической, преподавательской, просветительской) |
|
|
|
|