6.1.2. Разделительные силлогизмы
Неправильные модусы |
«От отрицания основания к отрицанию следствия»:
Если А, то В р —» q
не-А или -| р
Вероятно, не-В Вероятно, п q
Проблематичность заключения видна из следующего примера:
Если это острый аппендицит, то нужна операция Это не острый аппендицит
Вероятно, операция не нужна «От утверждения следствия к утверждению основания»:
Если А, то В р —» q
В_______ или q
Вероятно, А Вероятно, р
Приведем следующий пример:
Если это - булочка, то это - съедобно Это - съедобно Вероятно, это - булочка
Данные модусы не позволяют достоверно установить главную причину следствия и поэтому дают лишь правдоподобные заключения. Как писал И. В. Гете1:
В мозгах, как на мануфактуре, Есть ниточки и узелки. Посылка не по той фигуре Грозит запутать челноки.
Альтернатива |
Разделительным (альтернативным) называется силлогизм, в составе которого есть разделительное (дизъюнктивное) суждение. Разделительное суждение имеет структуру: «А либо В» или р v q:
|
|
если обе посылки и заключение - разделительные суждения, то такое умозаключение называется чисто разделительным силлогизмом, он имеет следующую структуру:
А есть В или С С есть D или Е
А есть В или D или Е
М
А
Разделительным (альтернативным) называется силлогизм, в составе которого есть разделительное (дизъюнктивное) суждение
Например:
Четырехугольники есть равносторонние и неравносторонние
Равносторонние есть квадраты или ромбы
Четырехугольники есть квадраты или ромбы, или неравносторонние '
если силлогизм состоит из одного разделительного и одного категорического суждения, то такой силлогизм называется разделительно-категорическим. Разделительное суждение образует большую посылку, а категорическое — меньшую. Разделительно-категорический силлогизм так же, как и условно-категорический, имеет два правильных модуса.
Понендо толленс |
Модус понендо толленс (лат. ponendo tollens) утверждаю-ще-отрицающий.
1 Гете И. В. Фауст. С. 193.
1 Подробно типы разделительных суждений были рассмотрены в главе 3. Здесь лишь отметим, что разделительные силлогизмы строятся из альтернативных,
исключающе-разделительных суждений.
В нем меньшая посылка и заключение находятся в отношении альтернативы. При этом меньшая посылка утверждает одну из альтернатив, а заключение отрицает другую альтернативу. Схематически данное умозаключение выглядит следующим образом:
S есть А, либо В S есть А, либо В
S есть А и S есть В
Следовательно, S не-есть В Следовательно, S не-есть А
На языке исчисления предикатов они записываются так:
|
|
pvq pvq
Р Ч
Например:
Данное событие является случайным либо закономерным Оно - случайно Значит, оно не закономерно
Это зимняя сессия или летняя
Данная сессия - летняя Значит, она не является зимней
Толлендо поненс |
Модус толлендо поненс (лат. tollendo ponens) - отрицающе-
___________________ утверждающий.
В нем меньшая посылка и заключение также образуют альтернативу, только теперь, наоборот, меньшая посылка отрицает одну из альтернатив, а заключение утверждает другую альтернативу. Отсюда и название - от-рицающе-утверждающий. Схематически данное умозаключение выглядит следующим образом:
S есть А, либо В S есть А, либо В
S не-есть А и S не-есть В
Следовательно, S есть В Следовательно, S есть А
В символической логике:
pvq pvq
IP14.
q p
Например:
Телевизоры бывают черно-белыми и цветными
Этот телевизор не черно-белый
Значит, он - цветной \ '
Данное суждение истинно или ложно Оно не является ложным Значит, оно истинно
Поскольку в данном случае речь идет об альтернативных суждениях, важно, чтобы были выявлены всевозможные альтернативы.
Например:
Ветер дует или с севера, или с юга, или с востока
Сегодня он дует с севера
Значит, он не является ни южным, ни восточным
В данном примере проведено несоразмерное деление и выявлены не все альтернативы. Поэтому вывод может оказаться ошибочным.
6.1.3. Условно-разделительные силлогизмы. Дилемма
Условно-разделительным называется силлогизм, в составе которого есть условное и разделительное суждение. Если в разделительной посылке анализируются две альтернативы, то такой условно-разделительный силлогизм называется дилеммой (от греч. di(s) - дважды и lemma - предположение). Могут быть также трилеммы, тетралеммы и др. Дилемма относится к числу часто употребляемых условно-разделительных выводов.
Условно-разделительным называется силлогизм, в составе которого есть условное и разделительное суждение
11
6.1.3.1. Модусы дилеммы
Дилемма |
1. Конструктивная дилемма или позитивная дилемма. Она в свою очередь может быть простой или сложной:
/. 1. простая конструктивная дилемма имеет структуру:
Если А, то С; если В, то С р —* q; r —► q
А или В р v г
_________________________ или 2.___________
Простой она считается за счет условной посылки, в которой из разных оснований вытекает одно следствие.
Конструктивной она называется, так как ее заключение - утвердительное суждение.
Дилеммой она называется, так как ее меньшая посылка содержит две альтернативы.
Например:
Если он придет в суд, то развод состоится
Если он не придет в суд, то развод все равно состоится
Придет он в суд или не придет ___________________________.
Развод все равно состоится
1.2. сложная конструктивная дилемма имеет структуру:
р т* ч;г ■ р vr |
Если А, то В; если С, то D А или С
_------ _---------------------------------- или
qvs |
ВилиБ
Данная дилемма называется сложной, так как в условной посылке из разных оснований вытекают разные следствия.
Конструктивной, поскольку заключение силлогизма - утвердительное суждение.
Дилеммой - так как в меньшей посылке рассматриваются два варианта.
Например:
Если это правильный вывод, то он дает истинный результат, а если вывод - неправильный, то результат — ложный Вывод может быть правильным либо неправильным Значит, он может быть либо истинным, либо ложным
2. Деструктивная дилемма или разрушительная дилемма может быть также простой или сложной:
2.1. простая деструктивная дилемма имеет структуру:
Если А, то В; если А, то С р —»q; р —► г
не-Вине-С ___________ иди -,ду-|Г
Следовательно, не-А \ 1 р
Простой она называется, потому что разные следствия вытекают из одного основания в большей условной посылке.
Деструктивной она является, поскольку заключение данного силлогизма - суждение отрицательное. Оно отрицает основание условной посылки.
|
|
Дилеммой данное умозаключение называется, так как в меньшей посылке отрицаются оба возможных следствия из основания.
Например:
Если это простое суждение, то его связка или утвердительная, или отрицательная
Эта связка не является утвердительной и не является отрицательной ■ Значит, данное суждение не является простым
2.2. сложная деструктивная дилемма имеет структуру:
Если А, то В; если С, то D р —► q; г —» s
не-В и не-Р _______________ или iqvns
Следовательно, не-А и не-С 1 р v -j r
Сложной данная дилемма называется потому, что ее условная посылка содержит два разных основания и два следствия.
Деструктивной - так как в заключении отрицаются оба основания условной посылки.
Дилеммой - так как в меньшей посылке отрицаются оба следствия из основания.
Например:
Если обобщить понятие, то его объем увеличится, а если ограничить, то его объем уменьшится Объем понятия не увеличился и не уменьшился Значит, понятие не обобщалось и не ограничивалось
Итак:
> сложные силлогизмы образуются из сложных суждений;
У основными видами сложных силлогизмов являются ус
ловные и разделительные;
> в сочетании с категорическими суждениями и друг с другом они образуют ряд силлогистических форм мысли;
> сложные силлогизмы так же, как и простые, могут быть правильными и неправильными.
Контрольные вопросы
1. Как образуются условные силлогизмы?
2. Какие правильные модусы условно-категорического силлогизма необходимо отличать от правдоподобных?
3. Как образуются разделительные силлогизмы?
4. Сколько модусов они имеют?
5. Что значит «конструктивная дилемма» и каковы ее виды?
6. Что значит «деструктивная дилемма»? Каковы ее виды?
Упражнения
1. Определите посылки и заключение в следующих условно-категорических умозаключениях; определите модус и его правильность.
1.1. Если Аристотель был учеником Платона, то он учился в его Академии, а если он учился в его Академии, то он получил греческое образование. Значит, если Аристотель был учеником Платона, то он получил греческое образование.
|
|
1.2. Если клаустрофобия - это болезнь, то ее нужно лечить. Клаустрофобия - болезнь, значит ее нужно лечить.
1.3. Если данное суждение - общеутвердительное, то его субъект распределен. Данное суждение не является общеутвердительным. Значит, его субъект не распределен.
1.4. Если данное суждение - общеутвердительное, то его субъект распределен. Субъект не распределен. Значит, данное суждение не является общеутвердительным.
1.5. Если бьют в набат, значит, где-то пожар. В набат не бьют. Значит, пожара нет.
Определите форму, модус и правильность следующих разделительных силлогизмов:
2.1. Суждения бывают либо истинные, либо ложные. Данное суждение - истинно. Значит, оно не является ложным.
2.2. Это или убийство, или несчастный случай. Это не несчастный случай. Следовательно, это - убийство.
2.3. Он учится на дневном или заочном. Но я знаю точно, что не на дневном. Значит, на заочном, *
2.4. Умозаключение бывает непосредственным или опосредованным. Данное умозаключение - силлогизм, значит, оно не является непосредственным.
Определите вид и правильность дилеммы в следующих условно-разделительных силлогизмах:
3.1. Если это - острый аппендицит, то нужна немедленная операция. Если же это перитонит, то также нужна немедленная операция. Следовательно, острый это аппендицит или перитонит - нужна немедленная операция.
3.2. Если родится мальчик, назовем его Кириллом, а если девочка, то назовем ее Катей. Поскольку скоро у нас родится мальчик или девочка, то у нас вскоре появится Кирилл или Катя.
3.3. Если он все-таки решится приехать, то поселится, как всегда, либо в «Планете», либо в «Юбилейной». Но ни там, ни там его нет. Значит, передумал и не приехал.
3.4. Если это условный силлогизм, то в нем должна быть условная посылка, а если разделительный, то — разделительная. А поскольку ни условной ни разделительной посылки нет, то данный силлогизм не является ни условным, ни разделительным.
Фома Аквинский утверждал, что противоречие между двумя положениями всегда означает, что одно из них ошибочно. А так как в божественном откровении, по мнению великого теолога, не может быть ничего ошибочного, то из обнаружения противоречия следует, что ошибается разум, а не вера, философия, а не богословие. Каков вид данного умозаключения?
------------ 7--------------